Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

ному театру, а литературно-художественный кружокъ даетъ свое помѣщеніе для представлений уличнаго балагана. До такихъ геркулесовыхъ столбовъ никогда не дошли бы эти люди, еслибъ они сознавали общественное значеніе и общественныя задачи искусства. Дойти до этого можетъ только тотъ, кто смотритъ на искусство не какъ на народное достояніе, не какъ на со- циальный факторъ огромной важности, а какъ на пустую побря- кушку. Между тѣмъ искусство именно должно быть достояніемъ всего народа. Исторія показываетъ намъ, что только тогда, когда народъ весь безраздѣльно принималъ участіе въ развитіи искусства, въ его оцѣнкѣ, въ наслажденіи имъ. только тогда искусство и играло въ жизни народа ту высокую, цивилизующую, воспитательную роль, которая одна только и даетъ ему право на существованіе и ува- женіе. «Народное содѣйствіе въ искусствѣ необходимо», говорить Лыоисъ: «академіи могутъ составлять лексиконы, но не могутъ создать литературы; дворъ можетъ покровительствовать театру, но не можетъ создать драмы». Подобно наукѣ, которая можетъ разви- ваться только тогда, когда перестаетъ быть дѣломъ немногихъ, а дФлается общимъ дѣломъ, «въ яостоянномъ давленіи неудовлетво- ренныхъ нуждъ находнтъ энергическій стимулъ, и ея высшая на- града — удовлетвореніе этихъ нуждъ», — искусство должно быть общей потребностью, общимъ наслаждеяіемъ всѣхъ». Въ Греціп — говорить Лыоисъ — «каждый свободный гражданинъ, по словамъ Аристотеля, былъ съ юныхъ лѣтъ критикъ искусства. Софоклъ писалъ для всего афинскаго народа, и ему рукоплескалъ весь афинскій народъ. Театръ былъ открыть для всѣхъ свободныхъ гражданъ. И вліяніе искусства на народъ сказалось въ томъ поразительномъ фактѣ, что Греція и Римъ всегда умѣли безошибочно цѣннть истинно-великихъ художниковъ — тамъ посредственность, умѣющая поддѣлаться подъ вкусъ немногихъ или подъ минутный преходяіцій вкусъ толпы, не становилась поперекъ дороги истинно великимъ дарованіямъ: не кому иному, а именно Фидію афиняне поручили создать Партенонъ и Афину- ІІалладу. Великіе художники Греціи и Рима, наиболѣе чтимые ихъ современниками, остались самыми великими и въ гла- за-хъ потомства». Вслѣдствіе великой культурной силы своей искусство должно быть доступно народу не только въ томъ смыслѣ. что въ творчествѣ и наслажденіи имъ весь народъ долженъ принимать близкое и всеобщее участіе, но оно должно быть признано однимъ изъ вид- ныхъ дѣятелей и въ области педагогики. II только при такой обще- доступности своей во всѣхъ отношеніяхъ оно можетъ играть ту широкую роль въ лравильномъ развитіи гражданскаго общества, которая свойственна ему по самому существу, можетъ пріобрѣсть ту воинствующую силу, которая сдѣлаетъ то, что искусство, оста- ваясь вѣрнымъ своему идеалу, первое осудить и выставить на позоръ всю фальшь, весь разладь, расшатанность и рабскія сто- роны современной жизни, первое заставить всѣхъ вспомнить о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1