Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

О преподаваніи практической нравственности. Доклад о Д. А. Дриля. Читанъ на 2-мъ общемъ собраніи Съѣзда 4 января. Мнѣ предстоитъ просить у васъ вниманія къ одному изъ величайшихъ вопросовъ человѣка и человѣческаго общества, — къ вопросу нравственности. Начну воспоминаніями конца 70-хъ и начала 80-хъ годовъ прошлаго столѣтія. Это время въ своей литературѣ удѣляло довольно много внн- манія нашимъ сектантамъ — этимъ настойчивымъ искателямъ правды въ жизни. «Сойди, Господи, со креста, чтобы намъ было кому молиться и было въ кого вѣровать» — вотъ тотъ тоскливо страстный призывъ, который слышался изъ ихъ мятущейся среды въ поискахъ за истиной. И трогательно сектанты «жалобились», по выраженію одной свидетельницы на судѣ, на грѣховную жизнь и недостатокъ правды. «Жалобимся къ тебѣ Матерь! Сжалься, Матерь, ты надъ нами Не покрой грѣхи бѣдами»! «Учили любить ближяяго» — пояснили сами рязанскіе подсу- димые — «творить милостыню и добрые дѣла, жить добре и тру- диться, — за что же насъ судятъ?» «Возьмите и распните! Три года въ острогѣ высидѣли, — мало. На крестъ за тебя, Господи, пойду». Таковы факты. Что лее въ нихъ отразилось? Отразилась какая-то ужасная пустота, живо и тягостно сознававшаяся народ- ной душой. Отразилось инстинктивно-страстное исканіе чего -то но- ваго, псканіе дѣйствительной любви ближняго къ блиишему, доброй жизни, добрыхъ дѣлъ, однимъ словомъ, исканіе того, что мы на- зываемъ нравственнымъ міромъ. И это тяготящее сознаніе образовавшейся пустоты и хаоти- ческаго состоянія нравственной стороны жизни — удѣлъ ни однихъ нашихъ сектантовъ, стремящихся пересоздать реальную жизнь на новыхъ началахъ — началахъ справедливости, добра, истины. У нихъ сознаніе это и вытекающія изъ него стремленья только облекаются въ особую форму релпгіозно-гражданскихъ иска- ній. Но то же сознаніе обнарулшвается повсюду. Не бе.зъ доста- точныхъ основаній голосъ гордости нашей родины, Льва Никола- евича Толстого, такъ гремко раздается въ старомъ и новомъ свѣтѣ и сосредоточиваетъ на с-ебѣ столько вниманія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1