Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Ъъ другихъ мѣстахъ и въ другихъ слояхъ общества то же тяготящее сознаніе, тѣ же стремленія и исканія выражаются только въ другихъ формахъ. тт Интересны серіи лекпій о нравственности, читавшаяся въ Иарижѣ. Лекдіи читались многими лицами. Выдвигались на первый планъ вопросы нравственности. Они освѣщались съ разныхъ сто- ронъ, съ разныхъ точекъ зрѣнія и въ разныхъ комбинаціяхъ. Въ мрачномъ свѣтѣ вырисовывается въ лекціяхъ современ- ное положеніе вопросовъ нравственности въ реальныхъ явленіятъ жизни. Указывается на полную «индиферентность къ нравствен- ности оощественнаго большинства», на обычную «бѣдность нрав- ственныхъ идей», на «глубокую анархію нравственной мысли», на то, что и теперь псповѣдуется: «Послѣ насъ хоть потоиъ». . И «эта неурядица, эта спутанность» — говорится въ лекціяхъ «оонаруживаются не только въ толпѣ, но также — что составляетъ тревожный симптомъ и въ средѣ тѣхъ, которыхъ ихъ положеніе выдвигаетъ въ качествѣ людей, намѣчающихъ пути». И вотъ, при раздумьи надъ такими признаніями, невольно вспоминается тоскливо— страстный призывъ нашихъ сектантовъ: «Сойди, I осподи, со креста, чтооы намъ было кому молиться іг оыло въ кого вѣровать». Между тѣмъ выражающееся въ этомъ призывѣ безпокоііное исканіе, быть можетъ, никогда не имѣло за себятакъ много основаній какъ именно въ наше время, время нравственной шати, какъ оно оорисовывалось въ лекціяхъ. Всѣ^ отношенія вокругъ отдѣльной личности осложнились до чрезвычайности. Ссучились безчисленныя тончайшія и крайне мно- гообразный нити взаимныхъ зависимостей. Пульсъ жизни забился лихорадочно быстро. Появились усиленные запросы на предпріим- чивость. на дѣятельность. Возбудились новые вопросы, выдвину- лись неизвѣстныя прежде задачи. Небывало развились средства удовлегворенія всевозможными вождѣленій, желаній, страстей и прихотей. ■ 1 Старый мѣрки оказались мало пригодными, старыя формы недостаточными, а нравственность и жизнь въ ' ея конкретныхъ явленіяхъ какъ-то расчепилися и въ значительной мѣрѣ взаимно ооособились. Стало широко примѣняться и въ нравственной обла- сти знаменитое правило.* «laissez faire. laissez аііѳг». Тогда невольно стала чувствоваться въ этой области обра- зовавшаяся пустота и понемногу начала сознаваться потребность въ новыхъ приспособленіяхъ, въ общепрпзнанномъ кодексѣ для дѣятельности человѣка въ средѣ возникшихъ сложно запутанными соотношенш. Безъ нихъ человѣкъ ладья безъ руля и безъ вѣтрилъ ладья, предоставленная всѣмъ случайностями. Въ раннюю пору жизни человѣчества, когда закладывались выраоатывались и развивались основныя правила нравственности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1