Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

положеніе было иное. Отношенія были просты, несложны, легко доступны пониманію. То время не знало отдѣльной человѣческой личности. Оно знало только цѣлую человѣческую группу, тѣсное кровное человѣ- ческое сопряженіе— задружное, родовое, племянное. Это сопряженіе было «за единъ братъ», и всегда, въ радости и горѣ, выступало какъ одинъ человѣкъ. Въ него отдѣльная человѣческая личность входила только какъ вполнѣ невыдѣлимая составная часть цѣлаго. Взаимныя отношенія и поведеніе отдѣльныхъ членовъ въ такихъ соиряженіяхъ или группахъ, тѣсно объединявшихся узами крови, чтимыми узами болѣе или менѣе отдаленнаго родства, а также узами и общности интересовъ, строго опредѣлялись прави- лами, постепенно вырабатывавшимися и развившимися на основѣ жизненнаго опыта и наблюденія. Эти правила представлялись поэтому по преимуществу про- дуктомъ умственной дѣятельности, въ какой мѣрѣ сложной — вопросъ другой. Постепенно нарощаясь, они переходили, въ формѣ обычая, изъ поколѣнія въ поколѣніе. Хранились они преимущественно въ памяти старыхъ людей — «этихъ яшвыхъ книгъ мудрости и благо- разумія», какъ говорили о нихъ. Они были практическими правилами жизни, практическими правилами повседневнаго поведенія. Ихъ совокупность представляла единовременно кодексъ права и кодексъ нравственности, въ то время не обособлявшихся. И этотъ кодексъ являлся плодомъ опы- томъ вызывавшагося воздѣйствія всего цѣлаго на поведеніе от- дѣльныхъ частей, его составлявшихъ. Онъ былъ результатомъ ин- тересовъ цѣлаго, а не отдѣльныхъ слагаемыхъ, что обусловливалось всѣмъ строемъ тогдашней жизни. Все освѣщалось традиціей и привычкой — этой «второй нату- рой» человѣка. Съ теченіемъ времени привзошли покровительство, охрана и санкція религіи. Съ тѣмъ вмѣстѣ къ авторитету житей- скаго опыта, на почвѣ котораго слагались и развивались житей- скія правила, присоединился и авторитетъ области чувства, къ которому обращалась религія. На ряду съ нравственностью, царившею внутри кровныхъ союзовъ, существовалъ источникъ иной, особой нравственности. Издавна выбирались особыя торговыя рыночныя мѣста, гдѣ схо- дились члены различныхъ враждовавшихъ племенъ для обмѣна и торговли. Съ этими мѣстами неразрывно связывались три понятія, — понятіе нейтральности, понятія о неблаговпдныхъ продѣлкахъ и о неумолимомъ торгашествѣ и барышничествѣ. Эти понятія соедини- лись въ аттрибутахъ Гермеса или Меркурія. Онъ единовременно былъ богомъ границъ, вѣстниковъ или пословъ и покровителемъ торговли, обмановъ и воровъ. На мѣстахъ торга сходились временно нритихшіе враги. По- этому правила взаимныхъ отношеній, примѣнявшіяся внутри кров-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1