Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

ныхъ человѣческихъ союзовъ, здѣсь утрачивали всякую обязатель- ную силу. На этихъ мѣстахъ происходила та же война, только въ иныхъ формахъ и ооычные военные пріемы, — обманы, надувательства, здѣсь были вполнѣ дозволительны. Если обманъ и барышничество въ отношеніяхъ со своими строго воспрещались, то здѣсь, въ сно- шеніяхь съ иноплеменниками, они были необходимы и похвальны какъ и всякія военный хитрости. Здѣсь былъ особый міръ и ца- рилъ особый кодексъ торговой нравственности съ своими своеоб- разными афоризмами. Однимъ изъ главнѣйшихъ былъ «caveat em- ptor» берегись покупатель. Здѣсь все совершалось по формулѣ- чья возьметъ. Съ мѣстъ торга, мѣстъ какъ бы международныхъ, правила торговой нравственности постепенно проникали и въ кровныя на- родный группы. Въ нихъ происходила необходимая борьба двухъ кодексовъ, того родового и этого международнаго, вполнѣ проти- воположныхъ въ самыхъ ихъ принципахъ. Примѣръ этой борьбы хотя бы позднѣйшее толкованіе правилъ Моисеева законодательства о процентахъ, объ уничтоженіи долговъ въ юбилейные годы и проч. По мѣрѣ того, какъ тѣсные кровные союзы постепенно все болѣе разлагались, отдѣльная личность обособлялась становилась одинокой и часто вполнѣ безпомощной въ борьбѣ за жизнь; по мѣрѣ того, какъ развивался- теперешній строй, съ его крайней ин- дивидуализаціей и обособленностью интересовъ отдѣльной личности, съ его полной свободой всякихъ сдѣлокъ — по мѣрѣ этого выигры- вали въ силѣ, вліяніи и распространенности и правила торговой нравственности, зародившіяся и развивавшіяся въ отношеніяхъ между иноплеменниками-ворогами. И вотъ, когда преобладаніе этихъ правилъ особеиао усили- валось и усиливается, тогда, по закону дѣйствія равнаго протнво- дѣйствію, на почвѣ тяжело чувствуемаго одиночества, развивались и развиваются массовые порывы души въ сторону иного строя вза- имныхъ отношеній, обнаруживаются исканія иныхъ формъ жизни и раздается призывъ: «Сойди, Господи, со креста, чтобы намъ было кому молиться и было въ кого вѣровать». Такія массовыя движенія и исканія мы находимъ въ прош- лому встрѣчаемъ въ настоящемъ. Вспомнимъ древній міръ, вре- мена начальнаго распространенія христіанства, съ его первыми высокоодухотворенными и чистыми по строю ихъ жизни общинами вѣрное воспроизведете которыхъ намъ представляютъ общины многихъ нашихъ сектантовъ. Тутъ и тамъ ооращаются почти исключительно къ чувству въ его высшнхъ и благороднѣйшихъ проявленіяхъ. называемыхъ альтруистическими. Но высокіе подъемы такихъ чувству являясь противовѣсами. ооыкновенно временны, сравнительно скоропроходящи. Минуетъ порывъ и все входитъ въ обычную заурядовую колею. Такъ первыя христіанскія общины, въ достаточной мѣрѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1