Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 99 — впитавъ въ себя, по закону диферузіи, соки отъ окружающей сре- ды, постепенно какъ бы растворились въ ней и слились съ нею до нераспознаваемости. Тотъ же процессъ начинающагося сліянія обыкновенно наблюдается и въ общинахъ сектантовъ въ пору от- носительнаго затишья гоненій, относительнаго спокойствія и наро- щенія благополучія. Выводъ ясенъ. Нельзя базировать всего только на порывахъ чувства, хотя бы и высокаго. Законы природы человѣка и исторія развитія нравственности указываютъ иной путь. На ряду съ высшими альтруистическими чувствами, который порождаютъ состоянія благороднѣйшаго воодушевленія, • достигаю- щаго иногда степени экстатической восторженности, способной на величайшія жертвы, въ заурядовомъ современномъ человѣкѣ болѣе постоянно и стойко звучатъ чувства эгоистическія съ ихъ личны- ми интересами. Къ нимъ же можно обращаться и вліять на нихъ только чрезъ посредство ума и наглядныхъ выкладокъ о личной заинте- ресованности всѣхъ и каждаго въ общемъ благосостояніи. На нихъ можно вліять указаніемъ на фактически существующую солидар- ность и взаимозависимость всѣхъ отдѣльныхъ личныхъ интересовъ отъ интереса общаго, суіцествованіе котораго является слѣдствіемъ самой природы общества. На нихъ можно вліять, наконецъ, путемъ выяснения непреложнаго сцѣпленія причинъ и слѣдствій въ обще- ственныхъ явленіяхъ, которое не допускаетъ безнаказно рѣзкаго про- тивоположенія частнаго общему. Съ другой стороны, процессъ историческаго развитія нравст- венности показываетъ намъ, что ея правила вовсе не суть про- дуктъ интуиціи. Они продукта опыта и практическихъ указанігі жизни, продукта постепенно складывавшихся, наблюденіемъ руко- водимыхъ обычаевъ, устанавливавшихъ опредѣленныя отношенія между дѣйствіями отдѣльныхъ лнцъ, интересомъ общества и усло- віями общественной жизни. Слѣдовательно, по самому своему происхождению, нравствен- ность не есть продукта одного чувства. Она продукта чувства, но руководимаго опытными знаніями. Поэтому она можетъ и должна быть предметомъ опытной науки, какъ и другіе предметы человѣ- ческаго вѣдѣнія. Человѣкъ, по общему признанію, существо общественное и общежительное, и, какъ таковое, онъ долженъ, при помощи зна- нія и пониманія, возможно болѣе приспособляться къ обществен- ной жизни и всѣмъ ея многообразнымъ условіямъ, чтобы между нимъ н этими условіями устанавливалось наиболѣе выгодное соот- ношеніе. Чтобы всѣ стороны этой жизни и самый ея механизмъ гіредъ нимъ осмысливались въ своей закономѣрности, чтобы его вниманіе привычно останавливалось на послѣдствіяхъ его дѣйствій для него самого, для его окружающихъ и для общества вообще. При этомъ только условіи передъ нами будутъ дѣйствительно сознательные граждане, истинно общественные люди, ясно и живо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1