Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 100 — понимающіе свои обязанности, въ качествѣ частей, по отношенію къ цѣлому, т. е. обществу. Ііъ сожалѣнію, до недавняго времени такое систематическое приспособленіе человѣка, при посредствѣ лравилвнаго обученія и знанія, къ условіямъ общественной жизни, быть можетъ, всего менѣе останавливало на себѣ вниманіе. Оправдывалось мнѣніе зна- менитаго врача-философа, Кабаниса, что человѣкъ болѣе заботится о воспитаніи хорошпхъ цвѣтовъ и животныхъ, нежели самого себя. Дѣло, однако, начинаетъ значительно измѣняться. Проявля- ется и развивается сознаніе необходимости научнаго преподаванія нравственности, ея преподаванія, какъ важной научной дисципли- ны, для наилу чшаго нриспособленія человѣка къ жизни въ сбще- ствѣ себѣ подобныхъ. Съ такимъ преподэваніемъ мнѣ пришлось познакомиться во Франціи, правда, въ нисшихъ пгколахъ. Сверхъ того мнѣ приш- лось встрѣтиться съ преподаваніемъ, такъ называемаго, граждан- скаго катехизиса для взрослыхъ въ Брюсселѣ. И съ тѣхъ поръ мысль о желательности введенія токого преподаванія у насъ не оставляетъ меня и я, пользуясь настоящимъ съѣздомъ, рѣшаюсь обратить на нее вниманіе общаго собранія и затѣмъ перенести ее на обсужденіе секцій. Въ настоящее время у меня въ рукахъ 5 различныхъ руко- водствъ по преподаванію практической нравственности, но все только въ нисшей школѣ. Одно изъ нихъ принадлежишь иниціа- тору этого преподаванія въ школахъ Франціи, Поль Беру. Руко- водства эти носятъ различный названія. Послѣднее, напримѣръ, носитъ названіе «Гражданскаго обученія», или правильнѣе «Обу- ченія гражданственности» другія — «Практической нравственности». «Нравственности и преподаванія гражданственности», «Обученія нравственности»: Укажу коротко содержаніе хотя бы одного изъ нихъ, а имен- но составленнаго Ліаромъ. Въ первомъ отдѣлѣ первой части этого руководства находятъ себѣ мѣсто общія начала или принципы нравственности. Здѣсь мы встрѣчаемся съ выясненіемъ понятій законовъ природы, зако- новъ нравственности, нравственныхъ истинъ, идей долга, нравст- венной отвѣтственности и проч. Второй отдѣлъ носвященъ отношеніямъ и обязанностямъ въ семьѣ, третій — разсматриваетъ обязанности человѣка по отноіиенію къ своему организму, къ гигіенѣ тѣла и души. Четвертый отдѣлъ отведенъ обязанностямъ человѣка по отно- шенью къ окружающимъ и обществу вообще. Здѣсь находитъ мѣсто вопросъ о взаимности, вопросъ объ уваженіи къ чужой свободѣ и и слѣдовательно чужой личности и пр. Пятый отдѣлъ разсматриваетъ обязанности человѣка по отноше- нію къ государству, нанримѣръ, обязанность уваженія закона, обязан- ности и права гражданина и проч. Вторая часть посвящена озна- комление съ организаціей общественно-государственныхъ учрежденій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1