Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Ничего не говорю о способѣ изложенія, аргументами, поста- новкѣ частныхъ вопросовъ въ руководствѣ Ліара, предназначеннаго для дѣтей. Все это для насъ теперь не важно. Указываю только общее его содержаніе и полагаю, что если въ него внимательно вдуматься, то нужно будетъ признать, что оно съ величайшею пользою можетъ и должно послужить общими рамками преподаванія практической нравственности и для взрослыхъ. Задача такого преподаванія выяснять и заставлять внима- тельно задумываться и, по возможности, ясно понимать истинное значеніе различныхъ отношеній и учрежденій, напримѣръ семьи, въ жизни отдѣльнаго лица и всего общества. Матеріалъ для та- кого преподаванія можно черпать широкой рукой въ исторіи прош- лаго человѣчества и его учреждений, въ жизнеописаніяхъ выдаю- щихся личностей, въ дѣйствіи законовъ природы, открываемыхъ наукою, въ самомъ механизмѣ явленій и непреложномъ сцѣпленіи въ нихъ производящихъ причинъ и слѣдствій или, иначе, факто- ровъ и результатовъ. Напримѣръ, въ отдѣлъ объ обязанностяхъ человѣка по отно- шен! ю къ самому себѣ можно и должно бы съ пользою вводить ознакомленіе съ ученіемъ о физическомъ и умственно-нравствен- номъ вырожденіи породы, о его различныхъ жизненныхъ причннахъ и слѣдствіяхъ для самого человѣка и для всего общества. Въ отдѣлъ объ отношеніяхъ и обязанностяхъ человѣка слѣ- довало бы вводить между прочимъ ознакомленіе съ исторіей раз- витія и результатами коопераціи, съ ея правилами и началами, которыя, вытекая изъ самой природы общества, представляютъ для лицъ, ихъ примѣняющихъ и ими руководящихся, всѣ неисчислимыя нравственныя и матеріальныя выгоды человѣческаго единенія и дружнаго сложенія силъ, и которыя предназначены подготовить новый строй взаимныхъ человѣческихъ отношеній. Преподаваніе желательно бы развивать и выяснять на яркихъ и живыхъ иримѣрахъ, въ освѣщеніи непрелолшаго сцѣпленія при- чинъ и слѣдствій въ явленіяхъ окружающаго міра и общества. Сверхъ того, для наглядности, было было желательно иллюстриро- вать преподаваніе, на сколько, конечно, позволяютъ предметы изло- женія, соотвѣтствугощіши картинами. Съ другой стороны введеніе въ преподаваніе народныхъ уни- верситетовъ различныхъ видовъ художественнаго образованія, культивируя и развивая чувство прекраснаго, могло бы въ значи- тельной мѣрѣ дополнять и усиливать въ жизни народа вліяніе пре- подаванія практической нравственности. Предлагая излоясенное вашему вниманію, я далекъ отъ мысли видѣть въ немъ опредѣленное рѣшеніе вопроса. Я только намѣчаю задачу, которая требуетъ тщательнаго и подробнаго обсужденія и многосторонней разработки. Можно будетъ считать большимъ успѣхомъ, если съѣздъ вни- мательно остановится на обсужденіи вопроса объ организаціи обще- ствами народныхъ университетовъ и нѣкоторыми другими просвѣ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1