Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Образовательно-воспитательныя учрежденія въ борьбѣ съ алкоголизмомъ. Докладъ Д. II. Никольского. (Читанъ во 2-мъ Общешъ Собраніи Съѣзда 4-го января). Борьба съ алкоголизмомъ, являющимся общественнымъ зломъ, такъ же стара, какъ старо и потребление алкогольныхъ напитковъ. Но, къ сожалѣнію, борьба далеко не равная — алкоголизмъ, всегда и всюду поддерживаемый представителями власти и силы, одерживаетъ верхъ надъ своими противниками и безпрепятственно проклады- ваетъ себѣ путь. Въ настоящее время алкоголизмъ пустилъ глу- бокіе корни во всѣхъ странахъ и среди всѣхъ слоевъ населенія, безъ различія сословій и положеній, неся съ собой всюду гибель- ныя послѣдствія для человѣчества въ физическомъ, экономичес- комъ, умственномъ, моральномъ и культурно-соціальномъ отноше- ніяхъ. Такія плачевныя послѣдствія отъ спиртныхъ напитковъ проявляются не только для тѣхъ, кто ихъ пьетъ, но и на потом- ствѣ пыощихъ. Этотъ врагъ — сильнѣйшій врагъ для человѣка, общества и самого государства! Государства, создающія свой бюд- жета и матеріальную силу на развитіи и распространена! среди населенія спиртныхъ напитковъ, не . только не идутъ внередъ въ культурномъ отношеніи, но тормозятъ его и оставляютъ народъ въ бѣдности и невѣжествѣ... На борьбу съ этимъ зломъ должны выступить всѣ, кому до- роги интересы не только своей родины, но и чедовѣчества. Только при такой совмѣстной и дружной дѣятельности и возможно вести борьбу съ алкоголизмомъ, хотя на успѣшный нсходъ ея едвали возможно разсчнтывать въ скоромъ времени. Для этого необходимо не только измѣненіе соціальныхъ условій, но во многомъ необхо- дима такъ сказать, перерожденіе самого человѣка. Но, тѣмъ не менѣе, отказываться отъ борьбы съ этимъ зломъ нельзя. Въ исторіи борьбы съ алкоголизмомъ мы наблюдаемъ нѣ- сколько періодовъ, или системъ, которые съ теоритической стороны были болѣе или менѣе удовлетвореными, но практическихъ резуль- татовъ все же не получили. Первоначально борьба съ алкоголиз- момъ велась на почвѣ религіозной, или преобладали, по крайней мѣрѣ, такіе взгляды; послѣдніе существуютъ и до снхъ поръ, напримѣръ, у насъ, гдѣ священниками произносятся поуче- нія, молитвы, «отчитываются», пьяницы записываются у священни- ковъ не пить на извѣстные сроки, даютъ клятву предъ крестомъ и евангеліемъ. По окончаніи такихъ обѣтов гь, эти «трезвенники» вполнѣ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1