Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

лизовать и захватить въсвои руки все учебно- воспитательное дѣло въ округѣ и крайне стѣснить частную иниціативу въ дѣлѣ созданія новыхъ учеб- н о -в о с п и т а т е л ь н ы х ъ заведеній» *). Здѣсь все на своемъ мѣстѣ и коментировахь нѣтъ необходимости... В ъ М и н с к ѣ губерн- ское по дѣламъ объ обществахъ присутствіе, на ходатайство объ утвер- жден іи устава Народнато Университета, отвѣтило, что учреждаемое Общество Ііародныхъ Университетовъ не подходитъ подъ правила 4 марта. Также отказали обществу Лиги образованія **). Гоненія и притѣсненія съ особенными усердіемъ распространя- лись на надіональныя просвѣтительныя учрежденія. Стоитъ указать хотя на закрытіе украинскаго общества «Просвіты» польской «Ма- тицы», варшавскаго еврейскаго Общества Народныхъ Универси- тетовъ. Въ послѣднемъ стѣсненія начались съ того что начали требовать отъ лекторовъ русскихъ университетскихъ дипломовъ, испрашиванія разрѣгаенія на каждую отдѣльную лекцію, а также воспретили пользоваться школьвымъ помѣщеніемъ въ свободное время. Въ П о л т а в ѣ закрывается общество содѣйствія физиче- скому воспитанію. Въ Харьковѣ закрытъ Народный Домъ Харь- ковскаго Общества Грамотности, очень много сдѣлавшій въ дѣлѣ культуряаго просвѣщенія. В ъ % К і е в ѣ Общество Грамотности под- вергается репрессіямъ — лекціонной коммиссіи запрещенъ цѣлый рядъ лекцій по исторіи и даже по медицинѣ. («О женскихъ болѣзняхъ» «о чахоткѣ») и естествовѣдѣнііі («Новая земля»), въ которыхъ конечно ничего крамольнаго нѣтъ. Вообще устройство лекцій сдѣ- лалось краинѣ затруднительнымъ, а въ нѣкоторыхъ случаяхъ даже невозможными. Дошли до того, что научныя истины смѣло рѣша- лись полицейскими чинами... Напримѣріэ, въ Саратовѣ одинъ приставъ нашелъ немыслимыми разговори о великой французской революціи, такъ какъ при этомъ задѣвались дворянство и королевская власть; другой приставъ нашелъ недопустимыми изложеніе системъ Ничше и НІторнера, ибо эти философы не признаютъ «ни царя, ни оте- чества»; они же недопускалъ изложенія ученія о западно-европей- ской гоціалъ-демократіи, ибо это «нелегальныя партіи» **.*). Или вотъ еще одинъ примѣръ. Въ Ивановѣ-Вознесенскѣ ****) одинъ изъ врачей осенью минувшаго года читали лекціи о холерѣ. Слушатели — рабочіе. Каясется, самая невинная вещь — читать о холерѣѴ А между тѣмъ, чтоже получается? Первая часть лекціи спокойно про- слушивается, на другой — приходитъ приставъ и говорить: «я за- прещаю». На какомъ основаніи? Нѣтъ никакихъ основаній, а просто потому *****)... Не буду утомлять Ваше вниманіе дальнѣйшими при- мѣрами о «легкости» устройства у насъ лекцій. *■) «Рѣчь» 907. № 304. **) «Голосъ Москвы» 1907. «*) «Товарищи» 907. 2 Дек. «*«*) «Русь» 1907. 8/XI1. #*■***) Но въ это время докладчика неожиданно нрерываетъ предсѣ- датель собранія академики А. С. Фиминцпнъ занѣчаніемъ, «что это не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1