Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

рода просвѣтительныя начинанія. Стараются поставить обывателя въ его первобытное состояніе, задавить его мысль и сдѣлать его безотвѣтнымъ и умственными калѣкой. Но думаемъ, что этого не удастся сдѣлать — темныя силы въ борьбѣ всегда погибали, а по- тому не представятъ онѣ исключенія и у насъ... Будемъ нан- яться, что и у насъ когда нибудь эта хмара уничтожится и про- свѣщеніе съ народпымъ самосознаніемъ распустится во всю свою ширь и глубь... Всѣ, кому дороги интересы культуры въ странѣ и распростра- неніе самаго широкаго просвѣіценія народа должны желать и стре- миться, чтобы политикѣ препятствий и запрещеній былъ положенъ конедъ. Съѣхавшіеся здѣсь представители и дѣятели просвѣтитель- ныхъ обществъ, думаемъ, къ этому нашему скромному пожеланію присоединятся, и тогда дружная совмѣстная работа можетъ увѣн- чаться и успѣхомъ... Подводя итоги всему сказанному, мы можемъ резюмировать свою рѣчь въ нижеслѣдующихъ положеніяхъ: 1) Правильно организованный на основахъ свободнаго раз- витія, образовательно-воспитательныя учрежденья имѣютъ огромное значеніе для всѣхъ классовъ населенія во всѣхъ отношеніяхъ и въ томъ числѣ въ борьбѣ съ алкоголизмомъ. Здѣсь населеніе, куль- турно развиваясь, знакомится со всѣми свойствами и послѣд- ствіями потребленія спиртныхъ напитковъ, а также и съ мѣрами борьбы съ нимъ, борьба съ которыми ведется при посредствѣ пе- чатнаго слова или устно, при посредствѣ чтеній лекцій, бесѣдъ. Устная пропаганда имѣетъ большее значеніе. 2) Въ ряду образовательныхъ учрежденій, могущихъ играть значительную роль въ борьбѣ съ алкоголизмомъ, занимаютъ видное мѣсто: школы, народния университеты, лиги образования, народный чтенія съ свѣтовыми картинами, различными демонстраціями и т. п., воскресныя школы, вечерніе классы, передвижныя лекціи, библіо- теки. читальни-библіотеки, различные союзы самообразованія, музеи и т. п. 3) Всѣ указанный учрежденія, являясь однимъ пзъ лучшихъ большею частью внѣшкольныхъ вспомогательныхъ средствъ для распространена культурныхъ началъ въ народныя массы, всегда и всюду встрѣчали и встрѣчаютъ сочувствіе и содѣйствіе со сто- роны всѣхъ, кому дороги и близки интересы населенія и его про- свѣщеніе. Эти учрежденія могутъ поддерживать и продолжать школь- ную грамотность, которая у насъ, благодаря неблагопріятнымъ су- ществующимъ условіямъ, крайне недостаточна и стѣснена. Народ- ные Университеты, при правильномъ и свободномъ нхъ развитіп, должны занять одно пзъ видныхъ мѣстъ въ этомъ отно- шении 4) Недостатокъ развитія у насъ образовательно-воспптатель- ныхъ учрежденій, въ которыхъ мы особенно нуждаемся, зависитъ отъ слишкомъ большого «вниманія» и опеки со стороны различ- ныхъ административныхъ органовъ, начиная съ высшихъ и кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1