Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 24 — ческомъ университетѣ. Рабочіе больше любятъ быть у себя дома, нежели въ гостяхъ. Привѣтствуя въ заключеніе первый Съѣздъ дѣятелей Народ- ныхъ Университетовъ, ораторъ сказалъ между прочимъ: — Я считаю сегодняшній день однимъ изъ самыхъ радост- ныхъ въ моей жизни. Нашъ обновленный строй только тогда су- мѣетъ пойти по пути прогресса, когда произойдетъ обобществленіе тѣхъ орудій производства, которыми являются наука и художе- ственное творчество. И вся энергія наша должна быть направлена на распространен] е знаній среди народа. Вторыми ораторомъ выступили П. М. ІНестаковъ, сказавшій въ общихъ чертахъ слѣдующее: Мы опять собрались подъ знаменемъ, на которомъ написано народное образованіе. Разбившаяся русская интеллигенція объеди- нилась вновь для работы на просвѣщеніе народа. Говорятъ— воз- можно-ли народное образованіе теперь? Но я вижу много народу — это доказательство, что работа пойдетъ. Эта работа началась со временя Н. И. Новикова, и все время она шла подъ знаменемъ освобожденія отъ власти тьмы. С/ь этого времени происходила всегда борьба съ господствующими классами, она продолжается и теперь. — Но, какъ ни велики были препятствія, побѣда осталась на сторонѣ интеллигенціи. Закрывали школы, но на мѣсто одного очага просвѣщенія возникали другой, а то и нѣсколько, и работали въ томъ-же направленіи. Потребность въ народномъ образованіи вытекала изъ такихъ глубинъ народной жизни, что никакія силы не могли мѣшать. Наши привиллегиро- ванные классы, ведущіе борьбу противъ просвѣщенія, хотятъ удер- жать свои позиціи, пользуясь окружающей тьмою. Но въ Россіи происходить наглядное обученіе. Россійская дѣйствительность и безъ лекторовъ указываетъ народу на его положеніе. Эту великую книгу никто не можетъ закрыть. Народъ тронулся. Нѣтъ силы, ко- торая помѣшаетъ интеллигенціи итти плечо о плечо съ народомъ. Настоящее собраніе, говорить далѣе ораторъ, является однимъ изъ лучшихъ показателей побѣды интеллигенціи надъ вражескими силами. Далѣе ораторъ переходить къ указанно задачи, стоящихъ передъ Съѣздомъ. Одной изъ главныхъ задачи является выработка тѣхъ методовъ преподаванія, которые, при наименьшей затратѣ времени давали бы какъ можно больше знаній. Для Народных'ь Университетовъ это такъ валено потому, что аудиторія состоять изъ трудящихся классовъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ невольно приходится кос- нуться и положенія трудящихся массъ. Цѣлый рядъ вопросовъ, въ родѣ вопроса о рабочемъ днѣ, тѣсно связанъ съ вопросомъ объ образованіи. « — Да здравствуете народное просвѣщеніе! Да здравствуютъ трудящіеся классы! Да здравствуете первый всероссійскій Съѣздъ Народныхъ Университетовъ!» — закончили ораторъ свою рѣчь при бурныхъ апплодисментахъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1