Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 27 — 3. Просвѣщеніе способствуете тому, что борьба классовъ утрачиваете крайнюю остроту. 4. Поэтому господствующее классы не только въ интересахъ всей страны, но и ради своихъ личныхъ выгодъ, должны содѣйст- вовать всѣмъ мѣрогіріятіямъ, который поднимаютъ умственное раз- витіе народа. Сдѣлавъ краткій обзоръ экономической борьбы пролетаріата на Западѣ, и, констатировавъ, что наиболѣе болѣзненные эксцессы сопровождали эту борьбу въ Россіи и Румыніи, т. е. въ странахъ менѣе культурныхъ и развитыхъ, докладчикъ указалъ на то. что господствую щіе классы дѣлаютъ очень мало для развитія народ- яаго образованія, находясь подъ вліяніемъ страха, что грамотность, проникая въ массы, воспитываете ихъ для классовой борьбы. На самомъ же дѣлѣ, борьба общественныхъ группъ и классовъ вызы- вается причинами, которыя не связаны съ развитіемъ грамотности и знаній среди населенія. Бросвѣіценіе же способствуете тому, что борьба классовъ становится менѣе рѣзкою. Въ культурномъ и соз нательномъ обіцествѣ никакія насилія недопустимы. Въ концѣ рѣчи докладчикъ приходите къ тому выводу, что господствующее классы не только въ интересахъ всей страны, но и ради своихъ личныхъ выгодъ, должны содѣйствовать всѣмъ мѣропріятіямъ, ко- торыя поднимаютъ умственное развитіе народа. Слѣдующій докладчикъ А. В. Герверъ прочелъ «Объ орга- низаціи и задачахч. психо-невралогическаго института». Задачи института, открываемаго въ О.-Петербургѣ, по мнѣ- нію г. Гервера, ііріобрѣтаютъ особую настоятельность въ ееережп- ваемый Россіей моменте усиленнаго роста числа умалишенныхъ, неврастенниковъ, алкоголиковъ, преступностп и т. д. Далѣе слѣдовалъ докладъ Н. В. Завадскаго: «Къ во- росу о внѣшкольномъ образованіи». Система школьнаго образованія, вообще, и у насъ, въ Рос- сіи, въ частности, по словамъ докладчика, почти исключительно имѣетъ въ виду воспитывать людей, гуманитарно - образованныхъ. Между тѣмъ, культура наша такова, что одной доброй воли часто не достаточно для достиженія намѣченныхъ цѣлей. Требуется еще умѣнье отстаивать свои цѣли и упорно стремиться къ ихъ осуще- ствленію. Требуется такое воспитаніе, которое развивало бы мощ- ность человѣческой природы во всемъ ея разнообразіи. Могучимъ факторомъ такого развитія г. Завадскій считаете внѣшкольное образованіе, относя къ средствамъ его не только библіотеки, чи- тальни, лекціи и т. п., но и игрушки и предметы спорта. Послѣ прочитанныхъ докладовъ секретарь Организаціоннаго Бюро Съѣзда В. И. Шарый ознакомилъ собраніе еъ работами Съѣзда, исторіей его созыва и съ составомъ его. Всего на Съѣздѣ участвовало 478 членовъ; изъ нихъ 331 членъ были представителями культурно-просвѣтительныхъ Обществъ С.-Петербурга, 30 — изъ Москвы, и 117 изъ другихъ городовъ и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1