Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 430 — Я полагалъ бы, что при всѣхъ Общѳствахъ Народныхъ Уни- верситетовъ необходимо образованіе секцій с.-х. знаній; въ эти секціи должны быть привлечены по возможности энергичные и дѣятельные члены. Секціи с.-х. знаній завязываютъ сношенія съ отдѣльными лицами и учрежденіями на мѣстахъ, могущими оказать помощь, напр, земствами, с.-х. обществами, кооперативными и кредитными товариществами, земскими агрономами, учителями и опытными сельскими хозяевами. Прежде чѣмъ отправиться въ ка- кой либо районъ съ цѣлью выполненія своей задачи, лекторъ осно- вательно долженъ ознакомиться на основаніи данныхъ, сообщае- мыхъ мѣстными учрежденьями и лицами, привлеченными къ дѣлу, съ с.-х. условіямп даннаго района, выдѣлить наиболѣе существен- ные и неотложные вопросы, составить но возможности точный планъ своей работы и программы лекцій; и вотъ послѣ такой пред- варительной работы лекторъ выѣзжаетъ въ свой районъ и при помощи мѣстныхъ учрежденій и лицъ, съ которыми онъ уже со- единенъ нитями любви къ общему дѣлу, и при ихъ участіи и со- чувствіи, пользуясь опытными данными и учрежденіями, лекторъ принимается за свою тяжелую идейную работу. Я не буду говорить о томъ, что сознаніе о существующемъ гдѣ то Обществѣ Народ- ныхъ Университетовъ, которое во всякій моментъ можетъ притти на помощь въ дѣлѣ просвѣщенія народа, подниметъ и увеличитъ энергію мѣстныхъ дѣятедей, часто одинокихъ и заброшенныхъ въ своей работѣ. Секція должна заняться устройствомъ подвижного музея пособій для демонстрированія и, если дѣло разовьется, за- няться изданіемъ популярныхъ брошюръ по сельскому хозяйству, въ чемъ у насъ ощущается огромная потребность. Самые предметы, входящіе въ программу лекцій могутъ быть слѣдующіе: 1. Физико-химическіе процессы въ органической матеріи, почвѣ и воздухѣ. 2. Физіологическіе процессы въ органической прнродѣ. 3. Анатомія растеній и жнвотныхъ. 4. Ботаника и зо- ологія. 5. Біологическіе законы. 6. Географія растеній. 7. Основ- ныя понятія изъ области химіи и физики. 8. Бактеріи и ихъ роль въ природѣ. 9. Минералогія и геологія. 10. Метереологія. 11. Ком- мерческая географія и статистика. 12. Сельско хозяйственная эко- номія и организація хозяйства. 13. Сельско-хозяйственное право. 14. Растеніеводство общее и частное. 15. Животноводство общее и частное. 16. Лѣсоводство. 17. Садоводство. 18. Огородничество. 19. Вредители и борьба съ ними. 20. Болѣзни растеній. 21. Вете- ринарія. 22. Почва. 23. Обработка. 24. Удобреніе. 25. Сѣмена и посѣвы. 26. Сельско-хозяйственныя машины и орудія. 27. Луго- водство. 28. Травосѣяніе. 29. Сѣвообороты. 30. Техническія произ- водства, связанныя съ сел. хозяйствомъ. 31. Технологія строитель- ныхъ матеріаловъ. 32. Сельско-хозяйственное строительное искус- ство. 33. Молочное хозяйство. 34. Товаровѣдѣніе. 35. Пропаганда идеи коопераціи и помощь при ихъ организаціи. Всѣ перечисленные отдѣлы распадаются на рядъ подот- дѣловъ и отдѣльныхъ вопросовъ. Лекціи и чтенія должны состав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1