Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 431 — ляться такъ, чтобы, затронувъ какой либо чисто практическій вопросъ, лекторъ при его выясненіи, становясь на научную точку, освѣщалъ всѣ тѣ области научнаго знанія, которыя могутъ спо- собствовать уясненію этого вопроса, а потому чтеніе перечислен- ныхъ предметовъ отдѣльными курсами нельзя считать обязательными. Что же касается пропаганды идеи с.-х. кооперацій, а также и помощи со стороны лектора при организаціи таковыхъ, то этому вопросу я придаю огромпое значеніе, не только въ смыслѣ соеди- ненія силъ для совмѣстнаго, болѣе успѣшнаго веденія с.-х. пред- пріятія, а какъ фактору, имѣющему огромное воспитательное зна- ченіе. Всякому, знакомому съ деревней, извѣстны собственническіе инстинкты нашего мелкаго с.-х. предпринимателя; изъ-за всякаго пу- стяка, въ родѣ захвата чужой межи на вершокъ, незначительной по- травы посѣва и т. п. ведется рядъ тяжбъ въ волостномъ правле- ніи и судебныхъ учрежденіяхъ; какъ только у такого собственника появятся интересы обгціе съ другими, онъ незамѣтно для себя выходитъ на широкую дорогу коллективной жизни. Въ заключеніе я хочу сказать, что наблюденія окружающей насъ современной дѣйствительности, представляющей затишье послѣ революціонной бури, разразившейся надъ страной и вылив- шейся въ деревнѣ въ формѣ аграрнаго террора, какъ протеста доведенной до отчаянія народной массы, приводятъ насъ къ вы- воду, что только народъ, вооруженный знаніемъ, можетъ расчиты- вать на окончательную побѣду; и мы видимъ инстинктивное стрем- леніе народныхъ массъ къ знанію и просвѣщенію — этому залогу свѣтлаго будущаго; и вотъ учесть это стремленіе и притти на по- мощь массамъ въ ихъ насущной нуждѣ и нризванъ Народный Университетъ. Положенія доклада: 1. Земледѣльческое населеніе Россіи представляется совер- шенно некультурнымъ въ с.-х. отношеніи. 2. Существующія правительственный и земскія с.-х. школы, среднія и низшія, не удовлетворяютъ потребностямъ трудящагося земледѣльческаго населенія страны. 3. Народный Университетъ, какъ общественная организація, эластичная въ развитіи своей программы и дѣятельности, является институтомъ, призваннымъ къ выполненію задачи распространена с.-хоз. знаній. 4. Необходимо образованіе секціи с.-хоз. знаній при всякомъ Обществѣ Народныхъ Университетовъ. 5. Секцін с.-хоз. знаній завязываютъ тѣсныя сношенія съ различными учрежденіями и отдѣльными лицами на мѣстахъ. 6. Секціи с.-хоз. знаній организуютъ кадры разъѣздныхъ лекторовъ, выполняющихъ свою задачу при носредствѣ мѣстныхъ учрежденій и лицъ, пользуясь существующими на мѣстахъ опыт- ными учрежденіями и данными, ими добытыми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1