Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 435 — движенію исправлять и измѣнять курсы. Въ такой школѣ немыс- лимъ профессору который кончилъ курсъ 30 лѣтъ тому назадъ и затѣмъ изъ года въ годъ читаетъ свои лекціи по тѣмъ же запис- ками. ■ Въ настоящее время въ Соединенныхъ Штатахъ полтора милліона рабочихъ и работницъ. конторщиковъ и стенографистокъ, прикащиковъ и продавщицъ, конторіцндъ и всякаго рода молодыхъ людей и молодыхъ дѣвушекъ учатся при помощи этихъ «Заочныхъ курсовъ». Каждый изъ нихъ надѣется увеличить свое умственное развитіе и матеріальное благосос-тояніе и, дѣйствительно, увеличи- ваетъ. Само собою разумѣется, что для этого требуется мн ого энергіи, много вѣры въ свои силы и много времени, такъ какъ всѣ эти люди — не студенты и студентки изъ общественныхъ клас- совъ, имѣющихъ хоть какія нибудь средства существованія, кото- рый оставляли бы имъ все время для ученья, — эти люди должны зарабатывать свой хлѣбъ трудомъ рукъ своихъ и могутъ учиться только по вечерамъ, платя за ученье потомъ добытыя деньги. Методы преподаванія всѣхъ «Заочныхъ курсовъ» въ общнхъ чертахъ одни и тѣ же: ученику посылаются для начала двѣ тетради печатнаго текста въ такомъ размѣрѣ, что ученикъ среднихъ спо- собностей и не совершенно разбитый цѣлымъ днемъ работы мо- жетъ прочесть и понять одну тетрадку въ теченіи двухъ часовъ. Онъ начинаетъ съ первой тетрадки, читая и усвоивая ее въ теченіи одного вечера. На второй вечеръ онъ повторяетъ ее, ста- раясь исполнить практическія упражненія, описанные въ урокѣ, при данныхъ, заключающихся въ пройденномъ уже урокѣ. На третій вечеръ онъ продѣлываетъ тѣ же упражненія, не заглядывая въ урокъ, а только провѣряя себя по уроку, такъ какъ въ урокъ ему даны не только задачи для упралсненія, но и рѣшенія этихъ задачъ. На четвертый вечеръ ученикъ готовъ для упражнений само- стоятельныхъ. Къ каждому уроку приложены задачи, для которыхъ не дано рѣшеній. Эти задачи взяты всѣ изъ содержанія того же урока. Рѣшенія къ этимъ задачамъ ученикъ теперь долженъ вы- работать. Онъ, разумѣется, можетъ, рѣшая задачи, опять просма- тривать урокъ, но тамъ онъ найдетъ только правила и формулы и ничего такого, что бы дало ему возможность ускользнуть отъ са- мостоятельнаго рѣшенія задачи. Когда ученикъ рѣшптъ всѣ данный ему задачи, онъ посы- лаетъ эти рѣшенія въ школу для просмотра, а въ это время ра- ботаете надъ вторымъ урокомъ. Около того времени какъ онъ кон- чите этотъ второй урокъ, его рѣшенія задачъ перваго урока воз- вращаются ему съ поправками и указаніями, а въ рѣдкихъ слу- чаяхъ, когда урокъ сдѣланъ очень плохо, — съ предложеніемъ пе- редѣлать его вновь. Если его первый урокъ сдѣланъ хорошо, то съ возвращеніемъ ему его рѣшеній, ученикъ получаете третій урокъ, надъ которымъ онъ работаете, пока его второй урокъ посланъ для просмотра. 28 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1