Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 436 — Четыре фактора играютъ первенствующую роль въ успѣхѣ обученія по заочному способу: во-первыхъ, строгое соблюдете пра- вила, чтооы ученикъ никогда не оставался безъ работы, и въ то же время, чтобы у него не накоплялось болѣе чѣмъ два урока одновременно, надъ однимъ изъ которыхъ. онъ работаетъ. При со- блюдешь! этого условія, вниманіе и энергія ученика находятся на высшей ихъ точкѣ, и работа идетъ весело и безостановочно. Въ особенности оказывается вреднымъ накопленіе уроковъ. Такое на- копленіе уроковъ ведетъ всегда къ потерѣ интереса къ изучаемому предмету, и устраненіе этого накопленія — одна изъ главныхъ при- чинъ успѣха заочныхъ курсовъ. Во-вторыхъ, изготовленіе курсовъ и распредѣленіе уроковъ должно быть дѣлоыъ опытныхъ спеціали- стовъ-практиковъ и играетъ видную роль въ успѣхѣ курса. Опытъ показалъ, что самые лучшіе результаты получаются тогда, когда каждый урокъ представляегъ собою, — насколько это возможно, ра- зумѣется, совершенно отдѣльный, законченный предмета изученія, составленный спеціалистомъ по этому предмету. Въ-третьихъ. не- обходимо, чтобы курсы заключали въ себѣ, по возможности, только положенія и формулы, съ примѣрами ихъ приложенія и съ указа- ніями результатовъ этого лриложенія, съ одной стороны, и съ за- дачами для отысканія результатовъ приложенія данныхъ положеній и формулъ для самостоятельной работы ученика. Критика, сдѣлан- ная немедленно послѣ окончанія каждаго урока, когда урокъ еще свѣжъ въ памятя, есть четвертый факторъ, очень важный для ус- пѣха заочныхъ курсовъ. Для иллюстраціи того, что я сказалъ сейчасъ, не безполезно будетъ дать нѣкоторыя подробности объ урокахъ различныхъ «За- очныхъ курсовъ» и манерахъ ихъ преподаванія и изученія. Напр, курсъ инженера - электротехника раздѣляется на 52 урока; методъ, которому школа слѣдуетъ, есть именно тотъ методъ, схему котораго я только что объяенялъ. Практическое пзученіе предмета получается натурально, такъ какъ ученикъ занимается предметомъ практически, какъ средствомъ своего существованія. Курсъ сестеръ милосердія расдѣляется на два отдѣла: общій курсъ ухода за больными и уходъ за роженицами. Общій курсъ начинается съ того, что ученицѣ дается понятіе о качествахъ, отличающихъ хорошую сестру милос-ердія; настаивается на томъ, что эти качества должны культивироваться до степени ннстинктовъ, а также указывается, отъ какихъ привычекъ и манеръ сестра должна отвыкнуть или воздерживаться. Затѣмъ ей постоянно указываются ея обязанности по отношенію къ больному, къ доктору и ея спе- ціальныя моральный обязанности какъ сестры милосердія. Въ ея мозгъ внѣдряется идеальная картина образцовой сестры милосер- дья. Затѣмъ ей дается настолько достаточное знаніе анатоміи и физіологіи, чтобы она могла сознательно выполнять свои обязан- ности. Послѣ этого урока даютъ описанія различныхъ болѣзней и ихъ симптомовъ, различный случайный варьяціи болѣзни; понятіе о помощи, іюторая требуется въ каждомъ данномъ случаѣ, а также,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1