Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 439 — Полный курсъ каррикатуры состоитъ изъ 35 уроковъ. Въ первомъ урокѣ объясняется, какъ каррикатуры печатаются и что нужно дѣлать, чтобы нарисованныя каррикатуры выходили хорошо въ печати. Затѣмъ въ слѣдующихъ пяти урокахъ указывается, какъ дѣлать рисунки, какъ оттѣнять ихъ, какъ рисовать фигуры; что такое перспектива; какъ строить такъ называемый фигуры — скелеты, которыя превращаются въ каррикатуры; какъ получать различные характерные оттѣнки, которые при малой потерѣ вре- мени придаютъ рисунку законченность; какъ пользоватся фономъ рисунка; какъ съ наименыпимъ количествомъ лнній сдѣлать рису- нокъ совершенно выразительнымъ и характернымъ. Описываются методы наиболѣе- знаменитыхъ каррикатуристовъ. При этомъ да- ются задачи для копированія съ нихъ и самостоятельнаго созданія каррикатуры въ ихъ спеціальныхъ стиляхъ. Въ слѣдующихъ 9 — ІО урокахъ указываются способы и даются практическія задачи для приданія лицамъ, фигурамъ и позамъ характерныхъ выраженій съ употребленіемъ наименынаго числа линій. Въ одномъ урокѣ указывается, какъ съ карточки извѣст- наго лица сдѣлать его портрета; какъ мало по малу, не уничтожая сходства, превратить этотъ портретъ въ каррикатуру, и затѣмъ опять, не уничтожая сходства, сдѣлать изъ человѣка какое-либо каррикатурное животное. Бывшаго американскаго министра ино- странныхъ дѣлъ Гея превратить въ пуделя и т. п. Затѣмъ, остальные уроки наполнены указаніями на различные пріемы, употребляемые при рисованіи перомъ и тушью, на копировку съ образцовъ лучшихъ каррикатуристовъ и все болѣе и болѣе — на созданіе оригинальныхъ каррикатуръ на различныя темы. Дается, напр, задача: «въ газетахъ было напечатано слѣдующее: Долой дешевыя п о в ѣ с т и! . ребятишки, пойманные въ воровствѣ, объявили, что онѣ были причиною ихъ паденія. Трое плачущихъ воришекъ обѣщали вчера судьѣ, что они никогда болѣе не будутъ читать уличныхъ повѣстей, которыя привели ихъ къ воровству. Составьте каррикатуру на этотъ сюжета. Часть фигуры должна быть сдѣлана въ простыхъ линіяхъ, — другая сплошнымъ чернымъ тономъ». Другая задача выражена такъ: «Самъ Джонсонъ потерялъ свой обѣдъ изъ курицы, благодаря бульдогу, принадлежащему маіору ІІопу». Въ самой этой фразѣ уже заключаются скрытыя указанія ограничивающія и направляющія фантазію ученика: во первыхъ, Самъ Джонсонъ будетъ обязательно негръ; во-вторыхъ, такъ какъ всѣхъ негровъ въ Америкѣ въ шутку обвиняютъ въ такомъ при- страсти къ куриному мясу, что они не останавливаются передъ экспропріаціей курицы, то сама курица непремѣнно должна быть краденой курицей. Ученику предложено выполнить данную задачу по его усмотрѣнію. Дальше предлагается слѣдующая задача въ формѣ иллюстраціи корреспонденции «Городовой чирикаетъ на посту. Чикаго 7-го ав- густа. По постановленію международна™ пѣвческаго общества на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1