Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Положенія доклада А. М. Обухова. « Ближайшая цгьли и общій харссктеръ чтеній и лекцій по есте- ственнымъ паукамъ». Читаннаго въ 4-мъ засѣданіи II секціп 5-го января. 1. Въ Россіи почти совершенно нѣтъ въ массѣ стремленія пытаться примѣнять научный данныя или производить собствен- ный наблюденія и пользоваться ихъ результатами въ жизни. Отъ этого получается неисчислимый вредъ для всѣхъ жителей и всего государства. 2. Одна изъ главныхъ причинъ такой отсталости — фаталисти- ческое міровоззрѣніе. 3. Разрушеніе его должно составлять одну изъ главнѣйшихъ задачъ преподаванія естественныхъ наукъ, такъ какъ достигнуть этого очень трудно. 4. Разъ будетъ преодолѣно это первое препятствіе и возбуж- дено стремленіе и вѣра въ изученіе, опытъ и силу науки, то на- селеніе сумѣетъ добыть необходимыя ему знанія разными путями. 5. Поэтому во всѣхъ случаяхъ, когда не преслѣдуются спе- ціальныя цѣли (напр, въ профессіональныхъ курсахъ), слѣдуетъ стремиться не столько къ сообщение знаній, сколько а) къ форми- рованію научнаго мышленія, в) къ проведенію въ населеніе идей закономѣрности и причинности, с) къ указанію связи между нау- кой и жизнью. 6. Соотвѣтственно этому и методъ изложенія долженъ: а) отпра- вляться отъ примитивной точки зрѣнія слушателей, постепенно подводя ихъ къ современнымъ научнымъ выводамъ, в) слѣдовать болѣе историческому ходу открытія, останавливаясь на борьбѣ мнѣній, доказательствахъ и примѣненіяхъ законовъ природы, с) при краткости времени выбирать скорѣе болѣе частные вопросы, пред- почитая, вмѣсто догматическаго изложенія широкаго обобщенія, провести ту же мысль или только подготовить къ ней на частномъ, болѣе узкомъ примѣрѣ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1