Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Первые шаги народной средней школы ІѴІосковскаго Общества Народныхъ Университетовъ. Докладъ С. Смирнова (Москва). Чптанъ въ 5-мъ засѣданіи II секдіи 5-го января. Народная средняя школа Московскаго Общества Народныхъ . ниверситетовъ имѣетъ цѣлью путемъ систематический) обученія сдѣлать доступными учащимся основныя части курса средней обще- образовательной школы. ц Ііередъ дѣятелями новой школы стояла трудная задача- - имъ приходилось имѣть дѣло не съ дѣтьми, а сълюдьми ' уже взрослыми, къ которымъ и по ихъ возрасту, И по условіямъ ихъ жизни мало примѣнимы обычно практику ющіеся пріемы ооучешя. Если съ одной стороны задача, конечно, облегчалась соз- нательностью, свободнымъ стремленіемъ къ знанію и сравнительной зрѣлостью ума учащихся, то она неизмѣримо затруднялась крат- костью времени и застарѣлыми дурными привычками. Приходилось не только многому учить, но и отъ многаго отучивать. Вѣдь это люди уже сложивіпіеся, съ установившейся привычкой мыслить, съ опредѣлившимися пріемами и оборотами рѣчи, съ твердо укоренив- шимися орѳографическими грѣхами. И ириэтомъ это все люди тру- дящіеся, цѣлый день занятые своими спеціальными работами и только по вечерамъ могущіе доставить себѣ роскошь самообразова- нія. При этихъ условіяхъ центръ работы падаетъ на занятія въ классѣ. Приготовленіе уроковъ на дому, письменныя домашнія упражненія должны быть доведены до минимальной степени. Это не спокойная работа средняго гимназическаго учителя за котораго часто додѣлываютъ дѣло родители, репетиторы и вся- каго рода помощники. Здѣсь дѣло трудное, одновременно требующее и твердой, строго опредѣленной методичности и педагогнческаго одушевленія. А между тѣмъ ни выработанныхъ методовъ, ни опра- вданныхъ опытомъ программъ преподаванія прп новизнѣ дѣла пои своеооразности всѣхъ элементовъ и условій школы, конечно не оыло. Таково положеніе дѣла. Устроителямъ школы приходилось подымать еще невспаханную новь. Но они не отступили передъ трудностями, вѣруя въ то, что совмѣстные упорные труды учащихъ и учащихся не могутъ остаться безрезультатными. Теперь, когда передъ намн еще опытъ только двухъ сеиестровъ, преждевременно конечно, говорить о томъ, чего достигла новая школа. Въ настоящее время можно только, пользуясь присутствіемъ многихъ просвѣщен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1