Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 445 — ныхъ и опытныхъ работниковъ на нивѣ народнаго образованія, характеризовать первые шаги шкоды съ цѣдыо вызвать ихъ ком- петентное сужденіе. Съ 1-го семестра начались занятія по русской литературѣ (2 часа), русской грамматикѣ (2 часа), математикѣ (3 часа), исто- ріи (2 часа) и ботаникѣ (3 часа), всего 12 часовъ въ недѣлю, при чемъ занятія шли только 4 дня въ недѣлю съ 8 до 11 ч. вечера (собственно до 10'/2 ч.). Такое расположеніе времени удобно въ томъ отноше- ніи, что даетъ все-таки нѣкоторую возможность учащимся свобод- ные два вечера обратить на домашнія занятія. Но въ эти два ве- чера приходилось учащимся исполнять работы для всѣхъ 12 уро- ковъ. Занятія по орѳографіи и по математикѣ совершенно немы- слимы безъ домашнихъ упражненій. Поэтому преподавателямъ ли- тературы, исторіи и естествознания приходилось быть крайне осто- рожными при задаваніи уроковъ на домъ. Такъ на предложеніе преподавателя исторіи представлять рефераты откликнулось только 12 изъ 45 человѣкъ. Такимъ образомъ центръ работы невольно и естественно переходилъ на классное время, и преподаватель дол- женъ былъ приспособляться къ этой своеобразной аудигоріи. Особенности состава слушателей придали, конечно, и всему строю школы особенный характеръ. Имѣя дѣло съ взрослыми людьми, свободно и сознательно пришедшими учиться, не давая своимъ слушателямъ никакихъ внѣшнихъ правъ и преимуществъ, школа съ первыхъ же шаговъ стала избѣгать всякой принудитель- ности и обязательности. Задаваемые уроки слушатели могли гото- вить и не готовить; на вопросы учителя учащіеся могли отвѣчать или не отвѣчать по своему желанію. Въ тѣхъ случаяхъ, когда нужно было вводить какой-нибудь общій порядокъ, вопросъ объ этомъ пред- лагался самимъ учащимся, и они сами большинствомъ голосовъ рѣшали вопросъ. Такъ, напримѣръ, установлено было правило, что всѣ отвѣчаютъ на литературныхъ бесѣдахъ по алфавиту, и никто не имѣетъ права отказываться. Если здѣсь, такимъ образомъ, по- являлась обязательность и нѣкоторое давленіе на отдѣльную лич- ность, то это давленіе исходило не отъ учителей или администра- ции а отъ своихъ же товарищей. Въ отдѣльныхъ случаяхъ уча- щіеся заявляли о желатедьныхъ имъ измѣненіяхъ въ ходѣ дѣла. Такъ они просили 1-ый урокъ — начинать ровно въ 8 час., а не въ 7 ч. 55 м., какъ было установлено раньше; просили о томъ, что- бы извѣстные дни въ недѣлю были свободны отъ занятій и т. п. И всѣ ихъ просьбы всегда были удовлетворяемы. Въ послѣднее время между слушателями появилась даже мысль объ образованіи особаго легализированнаго въ установленномъ порядкѣ общества взаимопомощи учащихся въ народной средней школѣ, при чемъ имѣлось въ виду главнымъ образомъ пріобрѣтеніе учебниковъ и органнзація библиотеки для общаго пользованія. Они просили меня даже поднять этотъ вопросъ на настоящемъ Съѣздѣ, но взяли пока свою просьбу назадъ послѣ моихъ указаній на недостаточную еще разработанность ихъ проекта. Я же указываю на это теперь только

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1