Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 446 — съ цѣлыо характеризовать общій тонъ и строй школы. Свободное ■ желаніе учиться естественно создаетъ и свободную школу. Чтобы характеризовать внутренюю сторону дѣла, методы и пріемы пре- подавания, я возьму примѣры изъ области обученія литературѣ. Передъ вами пестрая аудиторія: и мужчины и женщины, и шестнадцатилѣтше подростки и тридцати и сорокалѣтніе мужчины; оухгалтеръ рядомъ со слесаремъ, массажистка рядомъ съ разнос- чикомъ, швеи, фабричные рабочіе, пѣвчіе, конторщики, граверы и чертежники; тутъ-же и простой землепашецъ-крестьянинъ, пришед- ший изъ деревни учиться съ тѣмъ, чтобы весной опять вернуться къ своей земледѣльческой работѣ. Всѣ смотрятъ на васъ съ жад- нымъ и напряженнымъ вниманіемъ. Надо же ознакомиться съ ними хочь сколько-нибудь: какъ они говорятъ? какъ понимаютъ то, что имъ говорятъ ? могутъ-ли они свободно воспринимать отвлеченныя понятш и употреблять ихъ въ рѣчи? Для того, чтобы ознакомиться со слушателями, дѣло началось съ сообщения имъ свѣдѣній о томъ что такое литература. Это было объясненіе цѣлаго ряда элемен- тарныхъ понятій, каковы, напримѣръ, идеалъ, міровоззрѣніе духъ времени, художественность, искусство и т. п. На эти предвари- тельный о ъясненія и на оесѣду гго новоду ихъ со слушателями ушло цѣлыхъ три урока. Эти уроки дали драгоцѣнный матеріалъ для характеристики аудиторіи, при чемъ оказалось, что для слу- шателей главными препятствіемъ явилось не пониманіе существа указанныхъ понятій, а устная, словесная передача своего понима- нія. с»ти три урока показали полную практичность предварительно принятаго рѣшенія весь первый семестръ отдать пропедевтическими занятіямъ; систематическій же курсъ литературы начать только съ 2-го семестра. Извѣстный съѣздъ преподавателей русского языка въ 60-хъ годахъ опредѣлилъ задачу обученія въ этой области двумя словами: выучить читать и писать, понимая, конечно, эти слова въ очень широкомъ смыслѣ. Я бы прибавили сюда еще два слова: выучить слушать и говорить. Мы думаемъ, что если наши слушатели, по истеченіи 6 семестровъ, научатся въ художественномъ произведены! сознательно осноситься къ чтенію, прослѣживая пси- хологію дѣйствующихъ лицъ, улавливая настроеніе автора, под- мѣчая особенности его творчества, устанавливая общественный смысли произведенія; если въ научной книгѣ они будутъ въ со- стоит уловить основную мысль и прослѣдить ея логическое раз- вита,— то въ этомъ дѣлѣ задача наша будетъ исполнена. Если съ другой стороны, они будутъ въ состояніи сознательно прослу- шать часовую научную лекцію и записать кратко ея основныя по- ложена; если при этомъ они смогутъ толково передать ея содер- жаще въ словесномъ изложеніи, — то задача общеобразовательной средней школы въ дѣлѣ литературнаго обученія будетъ закончена, Пропедевтическія занятія 1-го семестра и велись ’ именно въ ука- занныхъ четырехъ направленіяхъ. Установлено было два рода за- няли: одни должны были научить читать и говорить; другія—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1