Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 448 — которую такъ восхвалялъ первый ораторъ, безъ существованія въ народѣ дѣятельныхъ натуръ была бы захвачена болѣе сильными классами общества и служила бы на пользу только иыъ. Другой родъ занятій имѣлъ цѣлыо пріучить слушать и пи- сать. Онъ распадался на два параллельныхъ ряда работъ. Первый рядъ уроковъ заключался въ томъ, что слушателямъ читалась нетрудная критическая статья. (Выбрана была статья Добролюбова: «Когда же придетъ настоящій день?») Бралось сперва строкъ 30—40, при чемъ объяснялись слова, малопонятныя для слушателей. Затѣмъ то-же читалось другой разъ, а если оказыва- лось нужнымъ, то и третій разъ. Послѣ двое или трое пересказы- вали своими словами содержаніе прочитаннаго, и далѣе всѣ должны оыли кратко записать сущность отрывка. Всѣ редакціи читались обсуждались самими слушателями, выбирались лучпіія, который вновь исправлялись и, наконедъ, вырабатывалась одна общая ре- дакция, которая всѣми и записывалась въ тетради. Затѣмъ въ томъ же порядкѣ продолжалось чтеніе другихъ отрывковъ. Второй рядъ занятій имѣлъ въ виду пріучить понимать и за- писывать то, что говорить учитель. Если предложить слушателямъ прямо записать то, что говорилъ преподаватель, то запись какъ ноказываетъ опытъ, получается крайне неудачная. Поэтому вна- чалѣ учитель даетъ самъ конспектъ того, что онъ говорилъ. По этому конспекту они уже разсказываютъ, добавляя подробностями, какія запомнились, такъ что конспектъ является только руководя- щей нитью. На второй ступени (со 2-го семестра) они уже начи- наютъ писать конспектъ сами, но для облегченія ихъ работы имъ предлагается рядъ руководящихъ вопросовъ. Краткіе отвѣты на эти вопросы и составляютъ конспектъ, который просматривается учителемъ и возвращается съ его замѣчаніями и исправленіями. Такъ предположено провести и весь третій семестръ. На 4-мъ се- местрѣ возможно будетъ, вѣроятно, перейти къ 3-ей ступени. Слу- шатели сами въ классѣ будутъ составлять вопросы для конспекта при обсужденіи и исправленіи со стороны другихъ слушателей и учителя. 4-я и послѣдняя ступень, на которую можно будетъ пе- рейти только на 5-мъ, а, можетъ быть, и на 6-мъ семестрѣ, бу- детъ состоять уже въ самостоятельномъ составленіи конспекта ча- совой лекціи, прочитанной учителемъ. И если-бы мы достигли этой цѣли, если-бы Народному Университету мы поставляли такихъ слушателей, которые въ состояніи были бы толково конспектиро- вать прослушанныя ими лекціи, то мы смѣло сказали-бы, что труды наши увѣнчались блестящимъ успѣхомъ, хотя мы и не заставляли нашихъ слушателей, на подобіе гимназическихъ мудрецовъ, соста- влять мудреныя сочиненія на отвлеченный темы. Конечно, мы еще можемъ пока только мечтать объ этпхъ успѣхахъ. Въ настоящее время мы можемъ лишь указать на то, что вторая ступень въ составленіи конспектовъ идетъ успѣшно. Пудущее покажетъ, что мы можемъ дать. Но если народная сред- няя школа нужна, а въ этомъ едва-ли можетъ быть сомнѣніе, то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1