Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Положенія доклада Е. А Елачича. «О методахъ и способахъ популяризаціи научныхъ знанггі». Читапнаго въ 5-мъ засѣданіп II секціи 5-го января. Популяризація научныхъ знаній имѣетъ цѣлью 1) знакомить лицъ, не имѣюіцихъ въ данной области спеціальныхъ знаній, съ основами научныхъ знаній, 2) развивать и расширять ихъ умствен- ный кругозоръ и содѣйствовать обобщенію и систематизаціи тѣхъ знаній, которыя они имѣютъ. Популяризовать научныя знанія можно путемъ книгъ и путемъ слова (лекцій, объясненій и т. п.) Для достиженія вышеуказанныхъ цѣлей изложеніе должно неизмѣнно соединять въ себѣ въ равной степени и научность и популярность. Отъ неравномѣрнаго сочетанія этихъ двухъ началъ зависятъ всѣ главнѣйшія ошибки и недочеты популяризаціи. Если изложеніе научно, но не популярно — оно недоступно понпманію слабо-подготовленныхъ и не достигаѳтъ цѣли. Если изложеніе популярно, но не научно, оно очень хорошо понятно, но достигаетъ нежелательныхъ цѣлей. Особеннаго вниманія заслуживаютъ умышленное усиленіе популярности за счетъ научности. Къ сожалѣнію это практикуется весьма часто и весьма мно- гими, главнымъ образомъ, для трехъ дѣлей: 1) Д ля доказательства путемъ естествовѣдѣнія какихъ-либо апріорныхъ положеній, лежащихъ внѣ естествовѣдѣнія. 2) Для достиженія легкости и занимательности чтенія. 3) Для упрощенія и схематизаціи трактуемаго вопроса. Ни одно изъ этихъ трехъ основаній не оправдываетъ ума- ленья научности. Система умышленнаго и сознательнаго искаженія и умаленія науки въ указанныхъ дѣляхъ есть система весьма вредная, ложная и, какъ всякая ложь, можетъ принести одинъ только вредъ. Эта весьма широко распространенная система популяризаціи должна быть безусловно отвергнута. Нельзя помощью лжи стремиться къ достиженію какой бы то ни было правды. Изложеніе всѣхъ вопросовъ естествознанья должно быть неиз- мѣнно строго научнымъ, и никакіе мотивы не должны позволять популяризатору отступать отъ объективной научной правды. Схе- матизація научнаго вопроса и возможна и необходима, но лишь поскольку она не служитъ вселенію превратныхъ идей. Популяризаторъ, подобно преподавателю, долженъ прилагать всѣ силы къ достижепію возможной наглядности въ изложеніи своего предмета. Популяризаторъ долженъ считаться не только съ малою под- готовленностью своихъ читателей или слушателей, но и съ распро-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1