Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Психологическія данныя для сужденія объ успѣшности популяризаціи научныхъ знаній. Читанъ на 6-мъ засѣданіи II секдін 6 января. ■ Тема, съ которой я взялъ на себя смѣлость выступить передъ уважаемымъ собраніемъ, является попыткою подойти къ вопросу объ измѣренш результатовъ получающихся отъ популярнаго препо- даванія научныхъ дисциплинъ. Мы заслушали рядъ докладовъ на тему о способахъ и мето- Свя^1 П °г аВ г Ш р раЗЛИ ' ШЫХ ? наукъ - Часть Докладчиковъ (Н. В. оавадскш, I. С. Вольтке) оттѣннла прикладные результаты препо- даванш математики и права, II. Б. Шимановскій старался указать на оощеобразовательные результаты преподаванія такой частной ?ок ч-?чя Ь -R’ bI ’ пр " кладной науки, какъ сельское хозяйство. Положенія доклада Е. А Елачича служатъ руководящимъ началомъ для Общеобразовательной популяризации Докладъ Li -я Гй 0 п Ре по Дава нщ гуманитарныхъ наукъ, какъ и пред- А Р аба ®ина переносить центръ тяжести преподавания а выработку самостоятельной оріентировки въ предметѣ, настаивая на переходѣ отъ лекціонной системы къ практическими! заня™ приолижающемуся къ нимъ самостоятельному изученію слуша- телями источниковъ иявленій, составляющихъ предметъ каждой науки Мы позволимъ сеоѣ остановиться на второй группѣ изъ пепе- численныхъ воззрѣній, которая является исчерпывающею вопро^ъ популяризации научныхъ знаніи, такъ какъ прикладное назначен іе подавані? аЧШ H ° ИСКЛІ0,Іаетъ общеобразовательнаго способа пре- ппппЛІ КТ0 признаетъ только лекціонный способъ преподаванія, Въ нмттятІ аКТЪ усвоенія преподанныхъ научныхъ знаній. Въ результатѣ хорошо прочитанной лекціи получается запоми- нание и точное воспроизведен] е той или другой части лекціи, въ рѣдкихъ случаяхъ— всей лекціи. Въ результатѣ правильно Г "”” 1 ішшштъ занятііі га запомІн.нію ярнсоеда- т »пп„ Г, ”™ 0e усвоенныхъ знапіИ, но „ творческое воспроизведете ихъ. Этотъ элементъ творче- ства, сам од ѣяте ль ности даетъ естественный выходъ свой- ственнсіи каждому индивиду склонности къ самопроявленію оас Т совор 00 п ЧеМУ КЛаССУ проявиться въ акта хъ самодѣятельности и только п™ самосознаяіе его ооезиечено. Примѣромъ можетъ служить лько- іто пережитый перюдъ общественнаго освободительнаго дви- Доклсідъ Е. 11, Радина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1