Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 457 — женія. Дайте учащимся проявить себя въ самостоятельной умствен- ной работѣ въ предѣлахъ той или иной научной дисциплины, и вы получите столь же наглядный результатъ. Что прибавляетъ собою съ психологической точки зрѣнія этотъ лриходящій элемента творчества. Я позволю себѣ отвѣтить на этотъ вопросъ цитатою изъ дневника сапожника — подмастерья, получившаго толчекъ къ саыообразованію отъ того впечатлѣнія, которое произвело на него знакомство съ чуясимъ творчестмомъ: «Прежде всего я долженъ сказать о нравственномъ перево- рот, происшедшемъ со многими отъ чтенія одной книги. Чтеніе книгъ намъ было запрещено, хозяинъ считалъ это вольнодумствомъ — и мнѣ много пришлось перенести иобоевъ за это занятіе. Я читалъ книги большею частью лубочнаго характера или уголовные романы. Но у одного подмастерья какимъ-то образомъ оказалась книга: «Лекціи популярной астрояоміи», и онъ далъ прочесть мнѣ ее. Я тогда еще плохо зналъ даже слово «астрономія», но она про- извела на меня сильное впечатлѣніе. Въ особенности я задумы- вался надъ слѣдующей фразой, которую цитирую на' память: «въ то время, какъ ученые ѣздили въ ДІапландію и Перу для измѣ- ренія градуса меридіана, геніальный Лапласъ въ тиши своего кабинета вычислялъ двюкенія небесныхъ свѣтилъ. По уклоненіямъ луны отъ своей орбиты онъ нашелъ, что земля сжата у полгосовъ». Тутъ я впервые почувствовалъ могущество науки и жизнь, которую мы вели, показалась мнѣ противной. Я понялъ, хотя скорѣе инстинк- томъ, чѣмъ разсудкомъ, что наше существованіе въ интеллектуаль- номъ отношеніи мало чѣмъ отличается отъ яшвотнаго состоянія». Сосредоточивая Ваше вниманіе на самомъ существенномъ въ актѣ усвоенія — на творческомъ воспроизведена, я должешь пред- послать, въ краткомъ очеркѣ, интеллектуальные его компоненты. Внѣшнее впечатлѣніе (зрительное, слуховое, двигательное), или внутренній духовный или физическій процессъ, перерабатываясь въ мозгу, создаетъ представ л еніе о внѣшнемъ или внутреннемъ мірѣ; для того, чтобы внѣшнее впечатлѣніе (зрительное, слуховое, двигательное) или внутреннее переживаніе было-бы нами сознано, а не попало бы въ подсознательную область, необходимо напряжение активнаго (вызваннаго интересомъ) или пасснвнаго вниманія. Все, что находится ниже порога вниманія, и является тою областью, гдѣ господствуетъ внушеніе (некритическое усвоеніе внѣшнихъ впечатлѣній). Акта усвоеній знанія не ограничивается образованіемъ еди- нична™ представленія; представленія по сходству, по послѣдова- тельности, по смыслу входятъ въ сочетанія или ассоціаціи. Наконецъ, заключительнымъ мыслительнымъ процессомъ, сопро- вождающимъ всякое научное мышленіе, является критическое с у ж д е н і е. Такимъ образомъ, вы видите, что, проектируя въ интеллек- туальную область акта усвоенія научныхъ знаній, мы не нашли элементовъ того нравственнаго переворота, къ которому можетъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1