Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

привести чтеніе «лекцій популярной астрономіи». Чтобы разрѣшить поставленную намъ себѣ задачу, надо обратиться къ области чувствованій. Научныя занятія зиждятся на ннтересѣ къ знанію; этотъ интересъ опирается на свойственныя людямъ влеченія и чувство- ванія высшаго порядка. Сюда входятъ чувство истины, справедливости, самоуваженіе и уваженіе чужого мнішія, все то, что облагораживаетъ, создаетъ повышеніе психологическаго уровня личности. Я вспоминаю здѣсь, какъ тонко проанализировалъ Глѣбъ Ивановичъ Успенскій состояніе мужика, умиляюіцагося отъ чтенія псалтыря, содержанія котораго онъ не понималъ. Этотъ крестья- нинъ схватывалъ отдѣльныя слова, которыя вызывали въ немъ чувствованія жалости, доброты, всего того, что скрыто таилось въ немъ и не могло, при обычныхъ условіяхъ, найти себѣ выхода. Мы имѣемъ здѣсь на лицо чувствованіе усвоенія новыхъ понятий и не имѣемъ самаго элементарнаго акта интеллектуальнаго усвоенія. Въ творческомъ воспроизведеніи (практическихъ занятіяхъ по пройденному курсу) представлены двѣ самыя первоначальныя разновидности чувствованій — чувство пріятнаго и не- пріятнаго. Стремясь проявить себя въ работѣ (пріятное чувство- ваніе), учащійся сталкивается съ аналогичнымъ стремленіемъ дру- гихъ товарищей по курсу, и въ соревнованіи съ этими послѣдними закаляетъ свое самопроявленіе путемъ борьбы и преодолѣнія пре- пятствий (неприятное чувствованіе). Самый фактъ общенія въ умственной работѣ съ сокурсниками заставляетъ подвергнуть ихъ опѣнкѣ своихъ товарищей, съ точки зрѣнія взаимоотношения и отношенія къ общей работѣ. Другими словами, на неизбѣжныхъ взаимныхъ столкновеніяхъ пріобрѣтается, путемъ самонаблюденія и наблюденія товарищей по работѣ, нравственная оцѣнка поступ- ковъ и побуждений людей. Такимъ образомъ, провѣрка успѣшности популяризаціи науч- ныхъ знаній не исчерпывается одной интеллектуальной стороною дѣла усвоения. Чувствованія высшаго порядка, соединяемыя съ популярнымъ преподаваніемъ, еще въ большей степени, чѣмъ само преподаваніе, способствуютъ усвоенію знанія. Возбудить интересъ къ изученію наукъ столь же важно, какъ и добросовѣстно препо- дать и заставить усвоить рядъ научныхъ знаний. Вызвать интересъ и создать дружныя тѣсныя взаимоотно- шенія между лекторомъ и аудиторіей, при которыхъ скорѣе удастся ближе подойти къ слушателямъ, можетъ активное творческое вос- произведете пройденнаго со стороны самихъ слушателей на прак- тическихъ занятіяхъ или путемъ бесѣдъ со слушателями на темы особыхъ опросныхъ листковъ или таблицъ. Объемъ т. е. количество усвоенныхъ понятий изъ области той или другой науки представляетъ статику психики (мертвое оборудованіе ея); какъ нельзя сдѣлать заключение о цѣнности той или другой машины, не испытавши ея въ дѣйствіи, такъ и оцѣнка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1