Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

психическаго багажа возможна только по его дѣйствію, по той производительной работѣ, которую онъ можетъ выполнить. Спо- собность къ умственной работѣ и является динамикою психики. Съ этой точки зрѣнія ировѣрка на- учныхъ знаній должна быть двояка. Опросъ по всему курсу даетъ статическую провѣрку, динамической сторонѣ будетъ отвѣчать самостоятельная работа въ предѣлахъ курса. Необходимо испытать степень работоспособности слушателя на новой комбинадіи знаній изъ усвоеннаго по курсу такъ же, какъ необходимо для усвоенія ариѳметики не только знаніе правилъ, но и умѣнье примѣнять ихъ въ задачахъ. Такимъ образомъ, нашъ анализъ психологическихъ компо- нентовъ усвоенія научныхъ знаній поставив передъ нами задачу провѣрки усвоенныхъ знаній. Приблизиться къ разрѣшенію этой задачи и является стремленіемъ всякой психологически обоснован- ной системы популяризаціи научныхъ знаній. Путей для этого два: болѣе схематизированный, но благодаря этому и чрезвычайно легко выполнимый способъ провѣрки знаній — испытаніе учащихся на запоминание проработаннаго въ теченіи курса научнаго матеріала. Волѣе сложнымъ является задаваніе новыхъ комбинацій изъ пройденнаго, чтобы испытать способность къ самостоятельной работѣ у учащихся. Первый способъ провѣрки имѣетъ еще то преимущество, что онъ можетъ быть сдѣланъ со- вершенно точнымъ и результаты его поддаются математическому подсчету. Весь пройденный курсъ мы можемъ умѣстить въ видѣ кар- тинъ или изображеній на одной или рядѣ таблицъ. Тогда, пока- завши часть рисунковъ или изображеній этихъ таблицъ, мы за- ставляемъ вслѣдъ за этимъ испытуемое лицо отъискать ихъ на цѣлой таблицѣ или рядѣ ихъ. По числу вѣрныхъ указаній и оши- бочныхъ мы составляемъ сужденіе о степени усвоенія пройден- наго курса. Здѣсь мы будемъ имѣть приложеніе экспериментально- пспхолочической методики испытанія воспріимчивости даннаго лица къ усвоенію пройденнаго курса. Въ 1906 г. на Съѣздѣ по педагогической психологіи А. Н. Бернштейнъ и Т. Ѳ. Богдановъ предложили въ докладѣ, озаглав- ленномъ: «Коэффиціентъ воспріимчивости у дѣтей школьнаго воз- раста» только что указанный методъ измѣренія способности запо- минанія, ранѣе прилагавшійся А. Н. Бернштейномъ къ душевно- больнымъ *). «Изслѣдуемому вручается деревянная рама, пишутъ выше- приведенные авторы въ Трудахъ Съѣзда, въ которую вставлено девять изображеній простыхъ и комбинированныхъ геометриче- скихъ фигуръ; ему предлагается запомнить ихъ очертанія, для чего рама оставляется передъ его глазами въ теченіе 30 сек.; непосред- *) А. Н. Бернштейяъ. Эксперпмевтально-психологическая методика распознаванія душеввыхъ болѣзнеіі. 1908.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1