Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 460 — ственно вслѣдъ за этимъ изслѣдуемому предлагается указать ви- дѣнныя имъ фигуры на таблицѣ, на которой первоначальный изо- бражен!^ разсѣяны среди ] 6 другихъ, до извѣстной степени сход- ныхъ съ ними. Если изслѣдуемому не удается правильно указать всѣ первоначальныя фигуры, то результата возможенъ двоякій: либо имъ будетъ указана лишь часть видѣнныхъ фигуръ, либо къ части правильно указанныхъ присоединятся фигуры, которыхъ вовсе не имѣлось въ рамкѣ. Тотъ или иной результата, сообразно тремъ указаннымъ возможностямъ, регистрируется въ формулѣ ® g +m, гдѣ S означаетъ общую сумму показаний, п — количе- ство правильно указанныхъ фигуръ, m — неправильно указанный». Эта формула и представляетъ собою коэффициента воспріимчи- вости. Дальнѣйшимъ шагомъ въ методикѣ А. Н. Бернштейна и яв- ляется предлагаемое нами видоизмѣненіе ея содержанія примѣ- нительно къ отдѣльнымъ предметамъ. Такимъ образомъ могутъ оыть составлены экспериментально психологическія н а г л я д н ы я или в о ц р о с н ы я л р е д м е т н ы я таблицы по географіи, естествознанію, математикѣ и даже новымъ языкамъ. Гуманитарныя науки, благодаря принятому, напр., въ Америкѣ за- рисовыванію прочитаннаго могли бы быть снабжены тоже отвѣ- чающими курсу таблицами. Конечно, здѣсь необходимы спеціальныя задачи для каждаго предмета, но предметное приспособленіе методики А. Н. Бернштейна принесетъ несомнѣнно полезный и весьма практичный для лектора и слушателей результата. Предметный таблицы, будучи показаны въ началѣ курса, по- служатъ для испытанья умственной восприимчивости слушателей, и мы получимъ выведенный по формулѣ А. Н. Бернштейна коэф- фиціентъ воспріимчивости того или другого слушателя. Испытавши слушателей по тѣмъ асе самымъ таблицами, послѣ прохожденья курса, мы будемъ имѣть дѣло съ выраженными въ той же фор- мулѣ к о э ф ф и ц і е н т о м ъ усвоен ія знаній. И разъ курсъ усвоенъ, коэффиціентъ усвоенія будетъ всегда выше коэффициента в о с п р і и м ч и в о с т и. Результата сравненія выразится простой математической разностью двухъ чиселъ: пу- темъ вычитанія изъ числа показаній (общаго числа— s правиль- ныхъ — п и ложныхъ — т), полученныхъ при изслѣдованіи коэффи- ціента усвоенія, числа аналоги чныхъ показаній, полученныхъ при изслѣдованіи коэффиціента воспріимчивости. Эта-то разность и представить собою числовое выраженіе успѣшности популяризаціи. Кромѣ указаннаго способа провѣрки знаній, на которомъ мы подробнѣе остановились, въ виду его простоты, точности и до- ступности, существуетъ гіровѣрка менѣе схематизированная пу- темъ постановки самостоятельныхъ задачи для слушателей въ пре- дѣлахъ пройденнаго курса. Индивидуализація преподавания и зна-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1