Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 461 — комство съ внутреннимъ міромъ слушателя вытекутъ изъ этого рода провѣрки. Единство можетъ и должно быть внесено и въ попредметныя задачи по тому или другому курсу. И здѣсь задаваемое слушате- лямъ упражненіе полезнѣе было бы приспособить къ опредѣленной схемѣ — опросному провѣрочному листку, отвѣчающему пси- хологическимъ, заранѣе выработаннымъ заданіямъ. Психологическія заданія для составлевія провѣрочныхъ ли- стковъ, въ предѣлахъ того или другого курса, могли бы быть слѣду- ющія: 1) Отличіе существеннаго отъ второстепеннаго. 2) Сравяеніе однородныхъ фактовъ и явленій (сходства и различія). 3) Соподчинение (дедукція и индукція). 4) Логическій выводъ событія или свойства предмета изъ заданія, заключающагося въ вопросномъ листкѣ. 5) Построеніе самостоятельныхъ аналогій изъ ряда родствен- ныхъ нредметовъ (зоологіи и ботаники, физики и химіи, исторіи и литературы и т. п.). Прямое назначеніе листка — и спытаніе психическаго механизма и провѣрка багажа, полученнаго послѣ курса, въдѣйствіи; выработка способности къ умственной работѣ въ предѣлахъ содержанія лекцін или цѣлаго курса. Косвенное назначеніе провѣрочнаго листка — пріучить къ си- стемному обученію, пріобрѣтенію познаній по группѣ родственныхъ нредметовъ. Начертивши столь широкую схему дѣятельности Народныхъ Университетовъ въ направленіи провѣрки знаній, я отнюдь не склоненъ думать, что для осуществленія предложеннаго мною на- чинанія, которое я назвалъ-бы экспериментально и пе- дагог о-п с и х о лог и ческой коопераціей лектора со слушателями, не встрѣтится ряда препятствій. Возыояшо, что потребуется образованіе особой экспериментально и педагого-пси- хологической секціи при Народныхъ Университетахъ. Возможно, что не столько для составленія предметныхъ экспериментально психологи ческихъ таблицъ, сколько для выработки провѣрочныхъ листковъ, возникнетъ въ будущемъ групповое объединен іе одно- родныхъ наукъ въ и р е д м е т н о-п с и х о л о г и ч е с к і я комис- сіи: гуманитарную, естественно-научную, физико-химическую и біологическую, математическую, медико-санитарную, медико-психо- логическую и т. п. Во всякомъ случаѣ трудъ, затрачиваемый и теперь выдаю- щимися популяризаторами научныхъ знаній безъ извѣстной си- стематизаціи, необходимой для сохраненія и обобіценія индивиду- альныхъ навыковъ, можетъ пройти безслѣдно для послѣдующихъ поколѣній. Съ другой стороны, то, что талантливому популяриза- тору дается, въ силу природнаго дарованія, требуетъ подчасъ за- траты большого труда у неодареннаго этою способностью отъ при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1