Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 462 — роды человѣка. И здѣсь, выработанная сообща, потерявшая свой личный характеръ схема могла-бы быть хорошимъ пособіемъ. Въ то время, какъ оффиціальная школа съ недовѣріемъ и подозрительностью относится къ частной иниціативѣ въ дѣлѣ на- роднаго образованія, особенно важна точная провѣрка результа- товъ популяризаціи научныхъ знаній. Подсчета результатовъ по- пуляризаціи знаній въ Народныхъ Университетахъ, благодаря обоб- щеніямъ, вносимымъ экспериментально-психологическими методами, могъ-бы послужить лучшимъ и неопровержимымъ въ математиче- ской формѣ изложеннымъ доказательствомъ успѣшности столь важ- наго дѣла, какъ внѣшкольное народное образованіе. Необходимо точное измѣреніе результатовъ популяризации не только, исходя изъ цѣли сбереженія силъ и результата работы уже имѣющихся работниковъ, но и для созданія наиболыиаго количе- ства продуктивныхъ лекцій. Достигнуть этого будетъ вполнѣ воз- можно потому, что все трудное для усвоенія будетъ уловлено при нровѣркѣ, отброшено и выработается отвѣчающая народной ауди- торіи схема преподаванія. Съ введеніемъ экспериментально-психологической провѣрки знаній, дѣятельность и назначеніе Народныхъ Университетов!, станутъ ясными для каждаго, и Народные Университеты, съ наи- меньшею затратою силъ, въ состояніи будутъ достигнуть наиболь- шая результата. Задача Народныхъ Университетовъ столь велика, что она невольно привлекаетъ къ себѣ и захватываете все боль- шой и болыпія области, и экспериментальная исихологія должна одновременно со среднею школою, найти себѣ нримѣненіе и въ Народныхъ Университетахъ. Только путемъ подсчета результатовъ можно будетъ съ увѣренностью сказать, что удовлетворенъ тотъ огромный запросъ на просвѣщеніе, который соединилъ здѣсь на Съѣздѣ въ одномъ общемъ стремленіи собравшихся со всѣхъ кон- цовъ Россіи дѣятелей, вносящихъ свѣтъ знанія въ широкія на- родныя массы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1