Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

Доклада В. В. Лукашевича. Читанъ на 6-омъ засѣданін II секціи 6-го января. Милостивыя государыни и милостивые государи! Къ великому для меня сожалѣнію, докладъ мой по независящимъ отъ меня обстоятельствами долженъ быть весьма кратокъ, — настолько кратокъ, что я, пользуясь для него уступленнымъ мнѣ временемъ (10 мин.)’ постараюсь, насколько сумѣю, изъ этого доклада набросать вами только схему, которую прійдется подробно разработать только буду- щимъ съѣздамъ Народн. Универс. которые, я полагаю, съ легкой руки этого года будутъ уже функціонировать совершенно правильно. Опираясь на свою семилѣтнюю педагогическую практику, я позволю себѣ замѣтить, что насколько выраженіе «наглядныя пособія»^ умѣстно теперь для средней школы, настолько же это выраженіе не должно пользоваться правами гражданства въ стѣнахъ Народныхъ Университетовъ. Для васъ, м. г. -и м. г., станетъ это совершенно яснымъ, если мы кратко прослѣдимъ прохожденіе одного и того же курса въ средней школѣ и въ Народн. . нив. Въ первой^(средн. шк.) для этой цѣли мы имѣемъ: 1) втрое, a toji вчетверо больше времени, 2) одинаковый возрастъ слуша- телей 3) извѣстную однородность въ научно-умозрительной дисци- плина, 4) лучшихъ, спедіально подготовленныхъ лекторовъ и въ 5) малочисленность слушателей; вотъ вкратцѣ тѣ важныя условія, ни одного изъ которыхъ мы не виднмъ въ стѣнахъ Народныхъ Уни- верснтетовъ. Ни для кого изъ васъ не тайна, я полагаю, что сознательное усвоеніе слушателями преподаваемаго, благодаря наглядными пособіямъ, сокращается чуть ли не вдесятеро. При- нимая въ соображеніе всѣ вышеприведенныя условія, которыми обладаетъ средн. школа, ничего нѣтъ удивительнаго, что наглядныя пособія являются въ ней только «пособіемъ», т. е. дополненіемъ, иллюстрирующими читанное. Совершенно другая картина, при отсутствіи всѣхъ вышеприведенныхъ условій, получается въ стѣнахъ Нар^. 3 нив., гдѣ во время втрое, а то и вчетверо меньшее, нужно пройти все-таки одннъ и тотъ же курсъ. Здѣсь уже выраженіе «наглядныя пособія» не имѣютъ мѣста, — здѣсь эти «пособія» уже должны стать (конечно, по тѣмъ предметами, гдѣ это возможно) іѣмъ краеугольными камнемъ, фундаментомъ, на которомъ должно быть построено быстрое и возможно обширное просвѣщеніе массъ; лекторъ же и его чтенія обращаются въ «пособія». При такой О необходимости организаціи Всероссійскаго Общества наглядныхъ пособій.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1