Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 469 — малою подготовленностью своихъ слушателей, но и съ распростра- ненностью среди нпхъ (да и вообще среди всѣхъ классовъ насе- ленія, не исключая интеллигентнаго) ложныхъ понятій о задачахъ гигіены и причинахъ болѣзней. Въ виду этого — отчасти, и на основаніи личныхъ наблюдений на первыхъ порахъ дѣятельности Народныхъ Университетовъ, въ особенности во вновь открываемыхъ аудиторіяхъ, не слѣдуетъ орга- низовывать систематическихъ курсовъ, а. устраивать вначалѣ отдѣль- ныя лекціи по тѣмъ или другимъ вопросами гигіены. Когда слу- шатели, такими образоми, будути подговлены кп слушанію лекцій такого рода, возможно организовать и систематическіе курсы. Мы здѣсь не указываемъ подробныхи программп такихи кур- совъ — это дѣло сложное и требуется работа коммиссіи, а намѣ- чаемъ только тѣ отдѣлы, на которые слѣдуетъ обратить вннманіе при систематическихъ курсахъ. Таки, необходимы лекціи о в о з- духѣ, водѣ, почв ѣ, ж и л'и щ ѣ, одеждѣ и пищѣ. На каждый изъ этихъ отдѣловъ необходимо отвѣсти отъ 2 до 6 лекцій (двухъ- часовыхъ). Если же чтенія будути сопровождаться опытами и де- мовстраціями, то число часовъ должно увеличиться. Дѣятельная программа каждаго отдѣла вырабатывается коммиссіей или суще- ствующей медицинской лекціей, если таковая есть. Такого рода программы крайне желательны, онѣ облегчать работу лекто- рами. Ви настоящее время секція медицины и гигіены при Петер- бургскими Народномъ Университетѣ вырабатываетъ такую про- грамму лекцій по гигіенѣ. Это задача очень важная и очень трудная. Несомнѣнно, что такого рода программы вырабаты- ваются и въ другихъ Народныхъ Уннверситетахи. Поэтому, къ слѣдуюіцему съѣзду крайне было бы желательно сдѣлать сводку и представить одну общую программу, которая могла бы служить ру- ководствомъ въ преподаваніи основныхъ началахъ гигіены, кото- рый распространяются чрезъ Народные Университеты. Въ связи съ лекціями по гигіенѣ и для болѣе успѣшнаго усвое- ния свѣдѣній по гнгіенѣ должны вестись лекціи по физіологіи въ связи съ анатоміей. Тамъ, гдѣ лекціи прочно организованы и кадръ лекторовъ достаточенъ, желательно, чтобы лекціямъ по ги- гіенѣ предшествовали лекціи по физіологіи вмѣстѣ съ анатоміей. По мнѣнію однихъ лекціи по анатомін должны быть самостоя- тельны, но по нашему мнѣнію и личному опыту для народныхъ ауднторій чтенія по анатоміи только крайне трудны и въ нѣкото- рыхъ случаяхъ и невозможны. Лекторъ но необходимости долженъ на ряду съ анатомическими описаніями давать свѣдѣнія и объ отпра- вленіи тѣхъ или другихъ органовъ. Болѣе подробный свѣдѣнія по анатоміи даются въ лекціяхъ о поданіи первой помощи въ несча- стныхъ случаяхъ и внезапныхъ заболѣваніяхъ, который обязательно входятъ въ курсъ лекцій по медицинѣ Что касается лекцій по физіологіи, то въ нихъ должны вхо- дить свѣдѣнія: по нервной, мышечной, костной систе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1