Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 470 — мамъ, одыханіи, кровообращеніи, пищевареніи, обмѣнѣ в е щ е с т в ъ. Каждый изъ этихъ отдѣловъ точно также долженъ имѣть опре- дѣленное число лекцій и быть вполнѣ законченнымъ. Во время лекцій по нѣкоторымъ изъ указанныхъ отдѣловъ, помимо картинъ, рисун- ковъ и т. п. желательно было бы демонстрировать опыты, гдѣ пред- ставится тому возможность. Кромѣ указанныхъ отдѣловъ общей гигіѳны, должно быть отве- дено видное мѣсто гигіенѣ труда въ широкомъ смыслѣ. Та- кого рода лекціи пріобрѣтаютъ особенное значеніе въ настоящее время, когда вопросы объ охранѣ труда выдвигаются на видное мѣсто самими трудящимися, когда интересы здравохраненія должны быть поставлены рядомъ съ интересами экономическими. Мнѣ нѣтъ необходимости доказывать, насколько неудовлетворительный условія работъ, и мастерскихъ, продолжительный рабочій день и т. д. не- благопріятно вліяютъ на организмъ рабочаго и его здоровье, а слѣ- довательно — и на заработокъ. Лекціи по гигіенѣ труда могутъ быть или въ видѣ также си- стематическихъ курсовъ, или въ вндѣ отдѣльныхъ лекцій но тѣмъ или другимъ вопросамъ названнаго отдѣла. На лекціяхъ могутъ быть демонстрированы различные рисунки, діаграммы, свѣтовыя картины, приборы, аппараты и т. д. Что касается лекцій по м е д и ц и н ѣ, то здѣсь, помимо лекцій о свойствахъ болѣзней вообще, приходится останавливаться главнымъ образомъ на двухъ отдѣлахъ: на заразны хъ болѣзняхъ въ связи съ бактеріологіей и потомъ, какъ уже выше указано, на поданіи первой помощи въ несчастны хъ случаяхъ и внезапных! заболѣваніяхъ. Для перваго отдѣла лекціи могутъ быть систематическія и отдѣльныя: для второго же — извѣ- стный законченный курсъ въ 6 — 8 лекцій. Для послѣднихъ лекцій необходимы демонстраціи. Въ заключеніе не можемъ не высказать пожеланія, чтобы къ каждой лекціи составлялся лекторомъ краткій конспектъ лекціи и раздавался слушателямъ. Опыты лекцій въ Петербургскомъ Народ- номъ Университетѣ съ раздачей такихъ конспектовъ дали хорошіе результаты. Кромѣ того, желательно давать указанія литературы по тому или другому отдѣлу лекцій, конечно, рекомендуя литературу, наиболѣе подходящую для пониманія слушателей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1