Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

- 480 — которой слѣдуетъ краткая оцѣнка творчества Лермонтова; наконецъ дается общій очеркъ, опредѣляющій значеніе всѣхъ главнѣйшихъ произведеній Тургенева, начиная съ «Записокъ охотника», кончая «Отцами и дѣтьми» и «Новью». Была также прочитана двухчасовая лекція на тему «Мотивы Нитшеанской поэзіи въ Европейской лите- ралу рѣ» и т. под. Не только отдѣльныя лекціи, но вообще курсъ исторіи лите- ратуры, состоящій, обыкновенно, нзъ обзоровъ, очерковъ и характе- ристикъ, распредѣленныхъ по вѣкамъ, згюхамъ и писателямъ, съ какой бы точки зрѣнія ни дѣлались эти характеристики, неудовле- творяетъ образовательнымъ потребностямъ взрослаго рабочаго, под- готовка котораго ограничивается курсомъ начальной школы. Для него историко-литературный курсъ является преждевременнымъ и неинтереснымъ. Онъ нуждается, скорѣе всего, въ двухгодич- но м ъ в с т у и и т е л ь н о м ъ к у р с ѣ литературной к р и- тшки, представляющемъ собою нѣчто цѣльное, имѣюіцее само- стоятельную цѣнность для его литературнаго образованія, и въ то же время могущнмъ служить подготовкой для усвоенія курса исторіи литературы. Основаніямн для такого мнѣнія могутъ служить слѣдуюіція еоображенія: Прежде всего характеристика литературной дѣятельности или личности писателя можетъ вызвать сознательное вниманіе, сопро- вождаемое внутрсннимъ интересомъ, (а только такое вниманіе и продуктивно) лишь при условіи, если слушатель ознакомился пу- темъ саиостоятельнаго чтенія съ важнѣйшими произведениями дан- наго писателя, и они успѣли заронить въ его душѣ какую-нибудь мысль, вызвать вопросъ, оставить опредѣленное впечатлѣніе; иначе все, что онъ услышнтъ на лекціи, можетъ прозвучать, какъ рядъ совершенно постороннихъ для него фразъ; усвоенію историко- литературныхъ обобщеній должно предшествовать эпизодическое изученіе отдѣльныхъ произведений литературы. Безъ этого условія, литературный характеристики не найдутъ у слушателя подготовлен- ной почвы, и брошенное зерно можетъ не дать желаннаго ростка. Чтобы съ пользою слушать лекціи по исторіи литературы, слушатели должны, кромѣ соотвѣтствующихъ фактическихъ дан- ныхъ, обладать и нѣкоторыми элементарными понятіями изъ обла- сти теорін художественнаго творчества, напримѣръ, понятиями о произведении искусства, художественномъ творчествѣ, литератур- номъ тнпѣ, проявленіи личности автора въ его пронзведеніи и другими подобными понятіями, при отсутствіи которыхъ термино- логія историко-литературной лекціи можетъ оказаться для слуша- теля неясной, мало понятной. Слѣдуетъ также принять во вниманіе, что конкретный складъ мышленія, свойственный рабочимъ, непривычнымъ къ отвлеченному языку, требуетъ, чтобы всякое новое сообщаемое имъ понятіе или отвлеченная идея опирались на рядъ конкретныхъ примѣровъ, обра- зовъ, демонстраций; одни отвлеченныя разсужденія быстро утомляютъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1