Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 481 — ихъ внмманіе, Наконецъ, нельзя забывать, что нынѣшній посѣти- тель народной аудмторіи пришелъ въ нее изъ дореформенной школы стараго режима, изъ той школы, гдѣ еще учатъ по хрестоматіямъ и грамматикамъ, гдѣ тратятъ время на диктанты. Эта формальная школа не слпшкомъ содѣйствуетъ развитію учащихся, мало гюдго- товляетъ ихъ къ слушанію университетскихъ лекцій. Въ противоположность этому академическому типу чтеній, т. е. историко-литературныхъ очерковъ, еще два года тому назадъ въ> народныхъ аудиторіяхъ преобладалъ, вслѣдствіе существовав- шихъ стѣсненій, весьма упрощенный типъ литературныхъ чтеній иного рода: онъ состоялъ въ чтеніи вслухъ избраннаго произведе- нія (вошедшаго въ разрѣшительный каталогъ), сопровождаемомъ показываніемъ въ соотвѣтствующихъ мѣстахъ тѣневыхъ картинъ. Такой постановкой литературныхъ чтеній устранялась всякая возможность какихъ-либо объясненій, освѣщающихъ смыслъ и зна- ченіе прочитаннаго произведенія. Она вытекала отчасти изъ взгляда на посѣтителей народной аудиторіи, какъ на слушателей, не ну- ждающихся въ руководствѣ литературной критики или неснособ- ныхъ воспользоваться ея указаніями. Просвѣтительное значеніе такого рода чтеній для народа было весьма сомнительно, въ осо- оенности, когда на экранѣ появлялись изображенія фантастнческихъ, демоническихъ существъ, и сценъ, упомпнаемыхъ въ нѣкоторыхъ произведеніяхъ извѣстныхъ авторовъ; и слушатели, уходя изъ ауди- юріи безъ всякихъ объясненій со стороны чтеца, могли извлечь изъ видѣнныхъ ими образовъ лишь впечатлѣнія, подкрѣпляющія ихъ суевѣрія. Въ настоящее время отмѣчается пробужденіе критической мысли въ народѣ; является необходимость пойти навстрѣчу этой новой жизненной потребности съ тою помощью, какую можете оказать образовательными цѣлямъ научная критика, въ особенно- сти путемъ организаціи дополнительныхъ систематическихъ кур- совъ для бывшихъ учениковъ начальной школы, лишенныхъ воз- можности иродолжать образованіе въ школѣ высшаго типа. Все это побуждаете меня предложить вашему вниманію планъ двухгодич- наго курса литературной критики для взрослыхъ, окончившихъ курсъ начальной школы. Этотъ курсъ нмѣетъ цѣлыо познакомить слушателей съ со- держаніемъ выдающихся ироизведеній русской литературы 18 и 19 вѣка (преимущественно иослѣдняго) и вмѣстѣ съ этимъ, путемъ ихъ критическаго разбора, ввести слушателей въ кругъ тѣхъ лите- ратурныхъ понятій, интересовъ и вопросовъ жизни, которые затра- гиваются содержаніемъ избранныхъ ироизведеній. Двухгодичный курсъ литературной критики не претендуете, •конечно, обратить своихъ слушателей черезъ два года въ само- отоятельныхъ критиковъ; но его существенная задача— повліять на развитіе въ нихъ критическаго смысла, углубить ихъ отношеніе къ литературѣ, предложивъ ихъ вниманію въ теченіе двухъ учеб- ныхъ семестровъ рядъ разностороннихъ критическихъ разборовъ, 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1