Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 482 — нріуроченныхъ къ переживаемымъ слушателями впечатлѣніямъ во время чтенія произведеній. Здѣсь объединяются двѣ задачи преподаванія: съ одной сто- роны, знакомить, въ формѣ яшвого чтенія съ конкретнымъ содер- жаніемъ выдающихся произведеній, непосредственно дѣйствующихъ на воображеніе слушателей и ихъ чувства, съ другой —связывать съ этими впечатлѣніями критическое освѣіценіе ихъ значенія, со- общая при этомъ необходимый понятія изъ области исторіи, лите- ратуры, психологіи, публицистики. Элементарность, доступность курса достигается выразительнымъ чтеніемъ цѣльныхъ произведеній или важнѣйшихъ сценъ, тѣневыми картинами, печатными конспек- тами и вопросами, повторительными схемами и сопровождающими чтенія бесѣдами. Рядъ критическихъ разборовъ, въ которыхъ не- избѣлшы и необходимы возвращенія къ прошлому, сопоставленія фактовъ и повторенія, должны привести къ выясяеніго основныхъ литературныхъ, историческихъ и общественныхъ понятій, изъ которыхъ одни относятся къ критикѣ искусства, другія къ критикѣ жизни. Намѣтимъ въ видѣ конспекта тѣ понятія, разъясненія которыхъ должно составлять ближагаую цѣль курса. Критика искусства. Понятіе о народной культурѣ, о высшихъ теоретическихъ отрасляхъ культуры, наукѣ, вѣрованіяхъ, исскуствѣ. Мѣсто, занимаемое искусствомъ въ области теоретп-ческоц дѣятельности человѣка. Раздѣленіе искусствъ. Группа искусствъ 1 основанныхъ на воспроизведенін образовъ. Отличіе поэтическаго художественнаго творчества отъ живописи, скульптуры и сцени- ческаго искусства. Литературный типъ, его образованіе у худож- ника и значеніе въ литературѣ. Отличіе типическаго образа отъ фотографическаго. Типы бытовые, историческіе, общечеловѣческіе. Польза изученія художественныхъ произведеній; отношеніе ихъ къ жизни. Отличіе реальнаго творчества отъ фантаста ческаго и роман- тическаго. Отраженіе личности автора въ его произведеніи. Отличіе лирическихъ сочиненій отъ повѣсти и драмы. Понятіе о драмати- ческомъ положеніи и драматической борьбѣ. Картина развитія борьбы интересовъ, какъ одна изъ задачъ драмы. Историческая драма и ея развитіе въ русской литературѣ. Источники, которыми пользуется художникъ. Необходимость критики. Науки, на кото- рыхъ она основывается. Выдающіеся русскіе критики. Пріемы критическаго чтенія художественныхъ произведеній. Критика жизни. Вліяніе крѣпостного строя на образо- ваніе дворянскихъ, крестьянскихъ и купеческихъ типовъ. Явленія самодурства, какъ слѣдствіе админпстративнаго произвола, крѣпо- стного гнета, экономической зависимости, народнаго невѣжества и одностороннихъ религіозныхъ понятій. Старинный патріархальныя формы самодурства и новыя, культурныя. Борьба съ самодурствомъ. Свѣтлыя культурныя черты народныхъ характеровъ. Старозавѣт- ные люди и новые типы рабочихъ. Типы интеллигентныхъ людей и дѣятелей 18 и 19 вѣковъ. Фонъ-Визинъ. Новиковъ. Радищевъ. Типы 20-хъ годовъ. Декабристы. Типы 40-хъ годовъ. Петрашевцы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1