Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 485 — этими работами. Содержаніе отвѣтовъ показываетъ, что критичес- ки разъясненія и характеристики лидъ были вполнѣ правильно поняты и усвоены слушателями, которыя нерѣдко прибѣгали къ своеобразнымъ, мѣткимъ выраженіямъ, указывающимъ на само- стоятельную переработку слышаннаго ими на лекціи; вполнѣ до- ступными пониманію оказывались не только характеристики пси- хологическая, общественныя и бытовыя, но и объясненія, отно- сившіяся къ особенностямъ художестве ннаго творчества. Однако, проблески живой мысли связывались въ этихъ отвѣтахъ съ суще- ствен нымъ недостаткомъ — съ малограмотностью изложенія въ сти- листнческомъ отношеніи; очевидно,' что въ этомъ случаѣ слабость вліянія школы на литературное развіггіе ея бывшихъ учениковъ должна объясняться, частью, формальнымъ направлеиіемъ обученія, частью — гіродолжительнъшъ иерерывомъ въ образованіи по окон- чаніи курса школы. Были попытки и къ самостоятельному творче- ству, показывающая какъ много таится невыраженныхъ обществен- ныхъ чувствъ, какъ много бродить цѣнныхъ, неоформленныхъ мы- слей въ средѣ народа, на умственные запросы котораго мы стре- мимся теперь отвѣтить. Положенія доклада. 1 . Одна изъ важнѣйшихъ недагогическихъ задачъ Народныхъ Университетовъ — это планомѣрная организація внѣшкольнаго обра- зованія, при которой были бы приняты во вниманіе существую іці я различія въ степени образовательной подготовки слушателей изъ среды рабочаго городского и сельскаго населенія. 2. При такой организадіи внѣшкольное преподаваніе должно раздѣлиться на соотвѣтствующія ступени: начальную, среднюю, высшую, отличающіяся одна отъ другой своими задачами и пріе- мами преподаванія. 3. При организаціи чтеній по литературѣ для взрослыхъ, окончившихъ курсъ начальной школы, слѣдуетъ имѣть въ виду неблагопріятныя для литературнаго развитая условія: краткость курса начальной школы, его формальное направленіе и недостатокъ средствъ для самообразованія. 4. Въ основу элементарнаго курса по литературѣ должны быть положены принципы конкретности, наглядности, практичности и серьезности. 5. Въ качествѣ ступени, подготовляющей къ слугаанію исто- рико-литературныхъ лекдій, всего цѣлесообразнѣе была бы органи- зація дв у х го д и ч на го курса л и т е р а тур ной критики, ос- нованнаго на чтеніи и критическомъ разборѣ выдающихся произ- веденій русской литературы XVIII и XIX вѣка. 6. Для контролированія впечатлѣнія, производимаго на ауди- торий чтеніями и разборами, желательна организація письменныхъ отвѣтовъ слушателей и бесѣдъ по поводу прочитаннаго. При докладѣ могутъ быть показаны двѣ схемы (на экранѣ) и образцы иечатныхъ конспектовъ и вопросовъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1