Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

- 494 — вѣдки. Не безъ нѣкотораго колебанія и сомнѣнія приступали они къ своему опыту. Надо запомнить, что русское общество было охва- чено въ то время (1906 г.) шнрокиыъ политическимъ движеніемъ, вся страна была увлечена первой избирательной кампаніей, выбо- ромъ депутатовъ въ достопамятную Первую Государственную Думу; формировались политическія партіи. Казалось, передъ этими очередными великими вопросами дня должны были отойти далеко на задній планъ всѣ другія задачи и интересы. Момѳнтъ едва-ли могъ благопріятствовать чисто просвѣтительны м ъ выступле- ніямъ. Однако, событія показали другое... Они показали, что въ сознаніи русскаго народа великая проблема политическаго осво- бождения тѣсно связана съ проблемой его духовнаго раскрѣпопце- нія. Первыя-же лекціи, организованныя въ мартѣ 1906 г. въ ко- личествѣ 11 (двухчас. лекцій), привлекли такую массу слушателей, что аудиторія не всегда могла вмѣстпть всѣхъ желающихъ (3.141 чел.). Ободренные первымъ опытомъ, организаторы чтеній, спѣша удовлетворить широкому запросу на доступныя чтенія со стороны мѣстнаго населения, устроили уже въ теченіе ближайшаго апрѣля и первой половины мая 16 курсовъ и 2 отдѣльныхъ лекцій по разнымъ отраслямъ знанія. Лекдіи прошли съ такимъ же успѣхомъ и привлекли 12.500 чел. слушателей. При этомъ и еъ матеріаль- ной стороны лекціи не только окупились, но и дали даже чистаго остатка 705 р. 68 коп. Такимъ иутемъ этотъ первый опытъ пока- залъ: 1) что Народный Уннверситетъ кмѣетъ подъ собой твердую почву и 2) что путь избранный иниціаторами этого начинанія, по- видимому, отвѣчалъ поставленной дѣли. Въ основу нее первона- чальной организаціи дѣла учредители Нар. Ун. положили слѣдующіе принципы: ]) Народный Уннверситетъ, открывая свои двери всѣмъ кругамъ общества, прежде всего долженъ обслуживать рабочій, въ ши роком ъ смыслѣ этого слова, слой населения, не отказываясь однако отъ устройства лекцій и для болѣе подготовленной публики; 2) курсы и лекціи Нар. Ун. н е должны носить партійнаго характера; 3) въ виду особенности переживаемаго времени должно быть дано первое мѣсто курсамъ по общественны мъ наукам ъ; 4) чте-- ніе лекцій дожно носить возможно доступный характеръ, примѣнительно къ пониманію лицъ съ н и з ш и м ъ и неполнымъ среднимъ образованіемъ. Что касается матеріальной стороны дѣла, то въ этомъ отношеніи было принято: 1) что въ цѣляхъ прочной постановки дѣла Нар. Унив. и устранения случай наго элемента въ организаціи учебной его части «благотворительный» характеръ учрежденія долженъ быть признанъ нежелательнымъ, особенно въ условіяхъ современник) общественнаго строя. Поэтому была принята платность лекторскаго труда и платность самыхъ лекцій для слушателей. Только при гакнхъ условіяхъ Нар. Унив. можетъ дѣйствительно гарантировать себѣ соотвѣтствующій п р е п о д а в а т е л ь с к і й и е р с о и а л ъ и въ нзвѣстной мѣрѣ обез- печить серьезный составь аудиторіи, чего нельзя было-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1