Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

О внутренней организаціи Народнаго Университета. Доклада Б. И. Оыромлтникова. Читанъ на 5-мъ засѣданіи I секціп, 5 января. Вопросъ о внутренней организаціи «Народнаго Универси- тета» тѣсно связаны съ вопросомъ о тѣхъ задачахъ, которыя пре- слѣдуетъ нросвѣтительное учреждение даннаго типа. Лишь только выяснивъ себѣ предварительно эти послѣднія, мы можемъ устано- вить тѣ руководящіе принципы, которые должны быть положены въ самое основаніе организаціи Народнаго Университета. Разоб- раться во всѣхъ этихъ вопросахъ намъ поможетъ отчасти, помимо соображенШ обгцаго характера, также и опытъ Московскаго Об- щества Народныхъ Университетовъ, — учрежденія, ближе всего зна- комаго докладчику. Какъ бы ни былъ кратокъ этотъ опытъ, все же — думается намъ — едва ли было бы правильно совершенно игно- рировать его. Жизнь съ ея реальными запросами и отношеніями всегда вносить свои поправки въ строгую догму теоріи, а нигдѣ, быть можетъ, голосъ этой жизни не играетъ такой важной роли, какъ именно въ живомъ дѣлѣ демократизации просвѣщенія и, осо- бенно, въ такомъ дѣлѣ, какимъ является — Народный Универ- си т е т ъ. Исходнымъ пунктомъ въ развитіи нашей темы является то основное положеніе, что Народный Университеты есть просвѣ- тительное учрежденье, а не «учебное заведеніе» . Въ са- момъ дѣлѣ, эта на первый взгляды какъ бы парадоксальная мысль при ближайшемъ разсмотрѣніи становится совершенно очевидной. Всякое учебное заведеніе прежде всего преднолагаетъ извѣстную строго опредѣленную, обязательную, и въ этомъ смыслѣ, такъ сказать, принудительную, программу, т. е. заранѣе уста- новленный циклы предметовъ, законченной системы знанія, разсчи- танной на вполнѣ опредѣленный результаты. Учебное заведеніе, такимъ образомъ, напередъ устанавли- ваетъ извѣстный, единообразный для всѣхъ — въ своемъ со- ставѣ и даже иослѣдовательности прохожденія предметовъ — учеб- ный планы, ус-танавливаетъ и тѣ минимальны я требова- н і я въ отношеніи къ программѣ заведенія, удовлетворить которымъ долженъ каждый, желающій получить соответствующее офиціальное удостовѣреніе въ той или иной степени общей или спеціальной «зрѣлости». Говоря иначе, учебное заведеніе, сообщая своимъ пи- томцамъ определенную долю знаній, удостовѣряетъ въ то же время при извѣстныхъ условіяхъ и соответствующую высоту такъ называемаго «образовательнаго ценза», съ которымъ обыкновенно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1