Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

связываются тѣ или иныя «права и преимущества» Гпо службѣ, даль- нѣйшему образованію и т. п.) Отсюда вытекаетъ цѣлый рядътре- бованін— въ условіяхъ русской жизни превращающихся нерѣдко въ цѣлый рядъ препятстві й, — которыми обусловливается какъ самое поступленіе въ то или иное учебное заведеніе, такъ и пре- бываніе въ немъ во время прохождения учебнаго искуса, т. е. курса. Въ числѣ этихъ многообразныхъ условій видное значеніе имѣютъ и возрастъ, и полъ, и вѣроисповѣданіе, и «благонадежность», и об- разовательный цензъ (вступительные и конкурсные экзамены), и имущественный достатокъ (плата за ученье, играющая у насъ роль «запретительнаго тарифа» въ дѣлѣ «народнаго просвѣщенія»). От- сюда же и спеціальный обрядъ «пріема» учащихся въ школу съ его формальной процедурой (подача прошеній, приложеніе доку- ментовъ); отсюда — постоянный составь учащихся, лично извѣстный учебному начальству и состояіцій подъ его надзоромъ и наблюденіемъ. Тѣми же «учебными» т р е б о в а н і я м и объясняются и установленіе провѣрочныхъ испытаній (экзаменовъ, репетиций), балловъ (система спрашиванья). и вся вообще постановка препо- даванія, нреслѣдующая цѣль — сообщить строго установлен- ное количество знаній учащемуся, проведя его благополучно черезъ всѣ барьеры и испытанія. Ни одного изъ этихъ условій мы не находимъ въ Народномъ Университетѣ, который имѣетъ лишь одну единственную точку со- прикосновенія со всякою школою, со всякимъ учебнымъ заведе- ніемъ именно, — въ своемъ стремленіи распространять знаніе. Но Народн. У 7 н. , въ буквальномъ смыслѣ, только ра спространяетъ з н а н і е; поэтому мы и можемъ сказать, ударяя на внутреннее значеніе словъ, что Народн. У н. есть только просвѣтитель- ное, а не учебное заведеніе. Онъ не «обучаетъ» своихъ слу- шателей, ничего имъ не навязывая, ничего отъ нихъ не требуя; онъ только предлагаетъ имъ знаніе, не спрашивая ихъ, что они возьмутъ изъ него и въ какихъ цѣляхъ воспользуются имъ. Съ этой точки зрѣнія отношеніе Народн. Ун. къ своей ауди- торіи пассивное, тогда какъ въ учебномъ заведеніи, гдѣ при- готовляю т ъ людей опредѣленнаго ценза и гдѣ уже тѣсно ин- тересы обученія переплетаются съ интересами воспитанія, — въ чемъ и сказывается педагогическая сторона школы — роль послѣдней но- сить акт и вный характеръ. Центръ тяжести дѣятельности Народн. Ун. лежитъ, именно, въ самой аудиторы, въ ея самодѣятельно- сти, въ ея активности, т. е. въ процессѣ свободнаго ус- вое н і я каждымъ тѣхъ знаній, который интере- су ю т ъ его в ъ данный моиентъ. Народный Универси- тетъ — вольная «школа», и только въ указанномъ выше смыслѣ къ нему примѣнимо это послѣднее названіе, т. е. названіе «школы». И, дѣйствнтельно, Народн. Ун. не знаетъ «программы», единой и обязательной для всѣхъ въ интересахъ установленія ка- кчхъ либо цен.зовыхъ градацій или строго опредѣленнаго цикла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1