Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 508 — ментовъ J ), которые внесли бы въ аудиторію своеобразную атмо- сферу случайно собравшейся толпы, настроеніе которой только на- рушило^ бы серьезность и сосредоточенность «настоящихъ» слу- шателей Нар. У нив., не «любопытныхъ», а интересующихся и занимающихся 3 ). Нельзя не считаться при этомъ также и съ тѣмъ психодогическимъ соображеніемъ, которое въ условіяхъ со- временнаго экономическаго режима, заставляетъ средияго чело- вѣка цѣнить лишь то, за что «заплачено», т. е. что въ глазахъ общества имѣетъ опредѣленную цѣнность. Принципъ безилат- ности какъ оы обезцѣнпваетъ въ глазахъ массы самое значеніе и трудъ ученаго іі лектора. Возможность «зайти», «заглянуть» въ безплатную аудиторію и также легко бросить ее — подрываегь ви- димымъ образомъ уваженіе къ аудиторіи и самому учрежденію а ). То, что даютъ «даромъ», то мало цѣнятъ, уважаютъ... Это пе- чальная, конечно, истина, но тѣмъ не менѣе въ условіяхъ совре- меннаго общественнаго режима, накладываюіцаго свое тавро на личность человѣка, необходимо считаться съ ней. Какъ ни симпа- тично и ни демократично въ принципѣ начало «безплатности» (абсолютной доступности) лекцій Нар. Унив., по въ условіяхъ дан- наго слишкомъ не демократическаго строя прямолинейное прове- дете этого принципа въ жизнь не можетъ дать и того результата, на который мы въ правѣ были бы разсчитывать при измѣнив- шихся общихъ условіяхъ. Наконецъ, принимая во вниманіе невысокий размѣръ входной платы (5 — 10 коп. за 2-хъ часовую лекцію въ Моск. Нар. Ун.), нельзя серьезно говорить о тяжести такого «налога на просвѣ- щенье» для рабочаго класса. Какъ ни скуденъ заработокъ русскаго рабочаго, но въ его бюджетѣ Народный Университетъ играетъ ничтожную роль. Уплатить въ годъ 2—4 рубля за слушаніе лекціи на томъ или иномъ факультетѣ Нар. Ун. (съ разсрочкой по б — 10 коп. за лекцію) вовсе не обременительно для средняго рабочаго. Если взять общую сумму, выплачиваемую ежегодно тру- довымъ народомъ изъ своего бюджета на потреб л еніе спирт- ныхъ напитковъ и «просвѣщенье», то, внѣ всякаго сомнѣнія, цифры 1 ) Невысокая плата, хотя бы въ 5 коп., остаповптъ эти элементы у дверей Народнаго Университета. 2 ) Позволпмъ себѣ привести прпмѣръ изъ жизни парижскаго про- свѣтптельнаго учрежденія „College de France 4 *, гдѣ обычно читаются безплатныя публпчныя лекціи. Намъ приходилось наблюдать, напримѣръ, во время чтенія курса проф. Флакомъ, какъ его аудиторія вдругъ на- полнялась па 5 10 минуть публикой скрывающейся съ улицы отъ проливного дождя и покидающей аудпторію съ первымъ лучомъ солнца. ІІоявленіе любопытныхъ посетителей на нѣсколько минутъ въ аудпторіп пли даже просто нпщихъ, загляпувшихъ въ теплую аудиторію, чтобы „погрѣться“— вовсе не рѣдкость. 3 ) При такпхъ условіяхъ введеніе вполнѣ доступной входной платы имѣетъ и свое педагогическое значеніе, не говоря уже о томъ, что „за деньгп“ въ Народный Университетъ нопдетъ лишь тотъ, кто чувству етъ серьезную потребность въ пополненін своего образованія и предъявляетъ къ Нар. Унив. серьезный требованія.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1