Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

о внутренней организаціи учебной части Нар. Ун. вообще, т. е. съ вопросомъ о томъ, должны ли чтенія въ Нар. Ун. носить харак- теръ какой либо системы (съ дѣленіемъ по факультетамъ и т. п.) или же Нар. Ун., подобно французскимъ, напр., Universities paupn- laires, можетъ удовольствоваться устройствомъ единичныхъ пуб- личныхъ лекдій на веякаго рода темы въ зависимости отъ «доброй воли» лектора '). Отвѣтить на зтотъ вопросъ не трудно. Если мы нримемъ во вниманіе, что для массы слушателей Нар. Ун., послѣдній является, дѣйствительно, замѣной и средней и высшей школы, что Нар. Ун. имѣетъ дѣло. главнымъ образомъ, со взрослой ауди- тор і е й, которая при элементарной подготовкѣ (а иногда и безъ всякой подготовки) стремится усвоить общія основы универ- ситетскаго знанія, если, наковецъ, мы вспомнимъ, что м а с с а трудового люда — главный контингента слушателей ІІар. Ун. — вовсе лишенъ возможности вести на дому самостоятельный занятія, и что Нар. Унив. для нея является единственнымъ мѣстомъ, гдѣ онъ можетъ воспринимать въ готовой легко усвояемой формѣ необходимый знанія, — если, повторяемъ, мы взвѣсимъ всѣ эти условія, то намъ станетъ очевиднымъ, что Нар. Ун. необходимо долженъ предлагать своей аудиторіи систематизированное знаиіе. Лишь только при такой постановкѣ преподаванія слушатель Нар. Ун. можетъ серьезно усваивать въ аудиторіи научное знаніе, не- замѣтно для себя дисциплинируя свой умъ и пріобрѣтая навыки методическаго мышленія. Неудивительно, поэтому, что слушатели Нар. Ун. не разъ высказывались съ достаточнымъ единодугаіемъ за снстематическія чтенія. Обрывки отдѣльныхъ лекцій могутъ заинтересовать слушателя Нар. Ун., но не въ состояніи удовлетворить его серьезнаго интереса и сообщить ему цѣльное и законченное знаніе. Въ силу этого должно выска- заться вь пользу факультетской или курсовой системы преподаванія въ Нар. Университетѣ. Если нельзя организовать цѣлыхъ факуль- тетовъ (съ главнѣйшими курсами по каждому циклу наукъ), то отдѣльные курсы (по отдѣльнымъ предметамъ знанія) все же пред- почтительнѣе мѣшанины разнохарактернаго дивертисимента публич- ныхъ лекцій 2 ). Конечно, цѣль, къ которой должно стремиться, это факуль- тетская организація Нар. Унив., т. е. организація система- тическихъ курсовъ по такимъ отдѣламъ наукъ, какъ юридическій, медицинскій, историко - литературный, естественный и др. При этомъ необходимо провести раздѣленіе хозяйственной и учебной части Нар. Ун. «Отдѣлы» и фак5 г льтеты должны сосредоточить х ) Безсистемность и случайный характеръ чтеній во франц. «На- родныхъ Университетахъ», равно какъ и пестрый составь лекторовъ въ значительной мѣрѣ объясняется безплатностыо этихъ чтеній для лектора. 2 ) зомъ, органпзацііо Моск. Нар 2 ) Въ дальнѣйшемъ_мы будемъ пмѣть въ виду, главнымъ обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1