Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 515 — Но для того, чтобы анкета могла дать желательный резуль- тата необходимо выбрать для нея подходящее время. Прежде всего анкета не должна часто повторяться. Разъ, много два раза, въ годъ, т. е. въ теченіе учебнаго года, Нар. Ун. можетъ обращаться къ своей аудиторіи. Поэтому слѣдуетъ совершенно отказаться отъ практики анкеты по поводу каждой лекціи. Какъ показалъ опыта (извѣстный намъ изъ деятельности нѣкоторыхъ просвѣтительныхъ учрежденій) подобнаго рода анкеты не имѣютъ успѣха. И въ этомъ нѣтъ ничего удивительнаго. Во-первыхъ, по- ст оянныя анкеты слишкомъ утомительны для аудиторіи и, при- скучивая ей, въ концѣ кондовъ, заставляютъ слушателей игнори- ровать опросные листки. Во-вторыхъ, онѣ затрудняютъ слушателя, который не всегда можетъ быстро разобраться въ одной, только что прослушанной имъ лекціи и дать удовлетворительные отвѣты на поставленные вопросы. Въ-третьихъ, впечатлѣнія, вынесенныя изъ отдѣльной лекціи, всегда носятъ случайный характеръ, будутъ диктовать торопливые отвѣты, а потому и матеріалъ подобнаго рода анкеты получитъ характеръ собранія мало продуманныхъ спѣш- ныхъ замѣтокъ. Наконецъ, въ — четвертыхъ, что особенно важно, при анкетѣ по поводу каждой прослушанной лекціи, слушатель не- вольно будетъ болѣе пріурочивать свои отвѣты къ оцѣнкѣ лектора и тѣхъ впечатлѣній, которыя онъ получилъ за этотъ часъ или два. Дѣло обстоитъ совершенно иначе, когда къ слушателю Нар. Унив. обращаются не какъ къ случайному, быть можетъ, посѣтителю данной лекціи, а какъ къ тому лицу, у котораго уже установились болѣе прочныя отношенія къ учрежденію, составилось опредѣленное мнѣніе о немъ, который успѣлъ уже разобраться въ цѣлой массѣ пережитыхъ впечатлѣній и настроеній, а главное — имѣетъ уже воз- можность выяснить для себя, что далъ ему тотъ рядъ лекцій, ко- торыя онъ посѣщалъ изо дня въ день. У такого слушателя уже образовалась нѣкоторая моральная связь съ Нар. Университетомъ, въ силу чего онъ относится къ анкетѣ совершенно иначе, чѣмъ «сегодняшній» посѣтитель его. Если при постоянномъ обращеніи къ аудиторіи съ анкетой, слушатель относится почти равнодушно къ врученному ему листочку и съ легкимъ сердцемъ его бросаетъ или наспѣхъ чертитъ отвѣтъ «понравилось» и т. п., то при анкетѣ въ концѣ или серединѣ учебнаго года его отношеніе къ ней со- вершенно другое. Здѣсь слушатель съ жадностью хватается за анкетный бланкъ, такъ какъ ему есть что сказать, онъ уже давно накопилъ рядъ соображеній и замѣчаній и теперь съ полной серьез- ностью и даже извѣстнымъ подъемомъ спѣшитъ изложить свою думу на листкѣ съ вопросами, на которые у него давно уже готовъ отвѣтъ. Стоить только проглядѣть, напр., анкетные листки Моск. Общ. Нар. Унив., чтобы убѣдиться въ справедливости сказаннаго. Многіе изъ слушателей, напр., подпшваютъ по 4 — 6 стр. къ анкет- ному бланку, чтобы обстоятельнѣе высказаться, а иногда и изло- жить свой проекта тѣхъ нововведеній, которыя они желали бы ви- дѣть осуществленными въ будущемъ. 33 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1