Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 516 — Само собой разумѣется, что раздачѣ анкетныхъ бланковъ должно предшествовать разъясненіе въ аудиторіи цѣли самой анкеты, по- рядка заполненія вопросовъ, ихъ возврата и т. п. Что касается времени производства опроса, то цѣлесообразнѣе его производить о д и н ъ разъ въ году, въ концѣ или серединѣ учебнаго года. Впрочемъ послѣдній срокъ представляется болѣе удобнымъ, такъ какъ къ концу года обыкновенно посѣщаемость понижается, ауди- торія утомлена и реагируетъ менѣе чувствительно на впечатлѣнія дня. Впрочемъ, опытъ, вѣроятно, дастъ и въ этомъ направленін дальнѣйшія указанія. Нечего, конечно, говорить, какое важное значеніе имѣетъ по- добнаго рода анкета для развитія дѣла Народн. Университетовъ, и если бы въ практику Обществъ Нар. Университетовъ и анало- гичныхъ имъ просвѣтительныхъ учрежденій вошелъ обычай пе- ріодическихъ анкетъ, то такимъ путемъ могъ бы быть собранъ богатѣйшіи матеріалъ, цѣнность котораго особенно познается, когда нмѣешь его въ рукахъ. Можно смѣло сказать, что анкета это жиз- ненный нервъ Нар. Университета. Въ заключеніе позволю себѣ коснуться одного еще вопроса, именно, — вопроса о децентрализаціи лекціонной дѣятелъности Нар. Университетовъ. Тамъ, гдѣ дѣйствуютъ Общества Народн. Унив., районъ ихъ дѣятельности обыкновенно охватываетъ губернію, а Нар. Унив., какъ учрежденіе, въ больпшнствѣ случаевъ помѣщается въ городѣ, въ одномъ опредѣленномъ мѣстѣ, т. е., говоря иначе, дѣятельность Нар. Унив. централизована. Однако, какъ по- казываетъ жизнь, спросъ на «просвѣщеніе» такъ великъ, что Нар. Университетамъ приходится очень скоро сталкиваться съ вопро- сомъ необходимости расширить, раздробить свою работу, приблизивъ аудиторію Нар. Унив. къ мѣстному населенію, которое лишено не- редко возможности добраться до нея. Нар. Университету, поэтому, приходится принимать подвижный характеръ, открывать филіаціи, организовать выѣздныя лекціи въ предѣлахъ нодвѣдомственнаго ему района. Моск. Общ. Нар. Унив. уже въ первый годъ его жизни, напр., пришлось перенести (кромѣ центра столицы) свои чтеяія, по просьбѣ рабочихъ, въ окраинные кварталы Москвы, устроивъ лекціи при фабрикахъ, народныхъ домахъ и школахъ. Болѣе того, пришлось уже перенести чтенія и въ уѣздъ. При та- кихъ условіяхъ, несомнѣяно, идея подвижнаго Нар. Унив., вопросъ о децентрализаціи просвѣтительной дѣятельности Народн. Унив. является однимъ изъ очередныхъ вопросовъ въ жизни этого молодого учрежденія, и, вѣроятно, ближайшимъ съѣздамъ просвѣти- тительныхъ учрежденій общественной иниціативы придется еще не разъ задуматься надъ разрѣшеніемъ этой очередной задачи. Мы же удовольствуемся въ настоящемъ случаѣ лишь постановкой на очередь этого одного изъ важнѣйшихъ вопросовъ великой проб- лемы демократизаціи просвѣщенія, а вмѣстѣ съ тѣмъ и закончимъ настоящий докладъ, въ которомъ мы попытались высказать рядъ соображеній небезполезныхъ, можетъ быть, въ нашемъ общемъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1