Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

II СЕКЦІЯ. 1-е засѣданіе ІІ-ой секціи. 3-го января въ 8 час. вечера. Предсѣдательствуетъ А. Н. Альмедингенъ; секретарь — Я. 0. К у з н е ц о в ъ. Дѣлается предложеніе о прочтеніи списка докладовъ и о пре- доставленіи самой секціи намѣтить очередь докладовъ. Постано- влено: въ первую очередь постановить докладъ Н. В. Чехова: «Задачи и методы преподаваніи гуманитарныхъ наукъ въ Народ- ныхъ Университетахъ», вторымъ—докладъ А. Н. Кремле в а: «О значеніи и характерѣ преподаванія права», затѣмъ — доклады А. Я. О с т р о г о р с к а г о и Н. Б. 3 а в а д с к а г о и послѣ каж- даго доклада открывать пренія. Читается докладъ Н. В. Чехова. Послѣ прочтенія открываются пренія. Е. Н. Щепкина, вполнѣ соглашаясь съ доводами доклада съ практической стороны, тѣмъ не менѣе рѣигается защитить лек- ціонный способъ отъ тѣхъ нападокъ, которымъ онъ подвергся въ докладѣ. Сближать методы естествениыхъ и гуманитарныхъ наукъ очень трудно. Въ первомъ слз г чаѣ мы имѣемъ дѣло съ предметомъ, который можемъ брать, осязать, во второмъ съ нимъ же, но въ отвлеченіи. Поэтому тѣмъ и дорогъ лекторъ, авторъ знанія, чѣмъ живѣе изобразить онъ предметъ, который недоступенъ нашему непо- средственному наблюденію. Чтб можетъ быть нагляднѣе. если ав- торъ знанія развиваетъ передъ слушателями цѣлую нить своихъ мыслей. Переходя къ практической сторонѣ поставленнаго вопроса, она ссылается на примѣры, какъ многія барышни получаютъ лек- щи отъ хорошихъ профессоровъ, или, находясь въ Университетѣ, получаютъ по почтѣ тѣ или другія указанія отъ этихъ лнцъ. Что касается вліянія партій, то и здѣсь лекціонный способъ, живое слово гораздо больше сослужило, чѣмъ всѣ другіе виды пропаганды обіцественныхъ идей. А. В. Панк и н ъ. Рефератъ, по его мнѣнію, слишкомъ сгу- стилъ краски невыгодности лекціонной системы. Во всякомъ знаніп преобладает!, эмоціальная сторона. Вотъ эта то сторона наиболѣе всего и получаетъ свое выраженіе въ лекціонномъ способѣ. Живое слово даетъ больше результатовъ, чѣмъ великолѣпная лекдія, пере- данная граммофономъ. А. В. Вегнеръ не соглашается съ референтомъ о замѣнѣ лекцій совмѣстнымъ изученіемъ предмета подъ руководствомъ пре- подавателя въ какой либо области науки. Въ Англіи, гдѣ этотъ методъ получи лъ широкое распространеніе, и то не менѣе раза въ годъ устраиваются лекціи по тѣыъ предметамъ, которые слу- шатели изучили указаннымъ способомъ. Ф. И. Ширя ев ъ (Харьковъ) не согласенъ съ референтомъ въ выдвигаемомъ имъ методѣ изученія предмета. Въ ряду гуманн-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1