Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 68 — обходимы, оба метода. Чтобы заинтересовать слушателя, нужно живое слово, лекція, но она практическихъ результатовъ не даетъ. По- этому лекція— только первая ступень пропаганды научнаго знанія. Когда слушатель заинтересуется, нуженъ тотъ методъ, о которомъ говорилъ докладчнкъ, и здѣсь найдется много работниковъ. Докладчикъ изъ преній убѣдился, что не все въ его докладѣ было яснымъ. Онъ не противникъ живого слова и ничего подобнаго не говорилъ. Для начинающихъ знакомиться съ наукой, какъ для начинающаго изучать грамоту, нужны элементы. Для примѣра взять исторію. Для него гораздо важнѣе не знакомство съ фактами по учебнику Иловайскаго или Беллярминова, а съ элементами пред- мета: власть, торговля и т. д. Чтобы заинтересовать слушателей — необходимы лекціи, а нотомъ указываемый имъ способъ Что ка- сается выбора темъ, то онѣ диктуются самою жизнью. Что ка- сается политики, то онъ думаетъ не навязывать, а защитить во- просы политики. А. Я. Острогорскій предлагаешь теоретическіе тезисы оставить, а принять только тезисы практическаго характера для дальнѣйшаго руководства на мѣстахъ. A. Я. Гуревичъ и Ц. II. Бал та л онъ предлагаютъ изорать редакціонную коммиссію, куда и сдавать всѣ резолюции Засѣданіе закрывается. 2-е засѣданіе ІІ-ой секціи 4 января. Предсѣдательствуетъ А. Н. А л ь м е д и нг е н ъ; секретарь- Я. О. К уз не до въ. Читается докладъ А. Н. К ре мл ев а «О значеніи и харак- терѣ преподаванія права». Ф. И. Шнряевъ совершенно несогласенъ съ докладчикомъ о практическоыъ преподаваніи права. Въ Народномъ Университетѣ нреподаваніе права должно имѣть теоретически характеръ; поэтому онъ съ тезисами несогласенъ. B. Н. Крутов скій понимаешь шире, чѣмъ оппонентъ Шн- ряевъ, этотъ докладъ. Докладчикъ начадъ свою рѣчь съ препода- ванія права съ первыхъ лѣтъ жизни: что такое человѣкъ въ семьѣ, ооіцествѣ, государствѣ, и онъ вполнѣ согласенъ съ нимъ Но его занимаешь другой вопросъ, какъ преподавать право тамъ, гдѣ жизнь есть отрицаніе всякаго права, попраніе его на каждомъ шагу. Л. С. Таль. Задача преподавания права должна заключаться въ разъясненш структуры общества, знакомствѣ съ порядкомъ об- щежитія, а не въ воспитаніи гражданскихъ чувствъ. Послѣднее со- вершенно недостижимо въ Народномъ Университетѣ. Ц. П. Балталонъ вполнѣ присоединяется къ докладчику въ вопросѣ о необходимости воспитанія гражданскихъ чувствъ пу- темъ укрѣпленія, правосознанія въ женщинѣ, какъ матери семьи. А. В. Завадскій различаетъ низшую, среднюю и высшую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1