Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

— 71 — себѣ представляете докладчикъ, врядъ ли можно будетъ удовлетво- рить слушателей. В. Ф. Мушниковъ находите, что докладъ вносите въ прак- тику Нар. Ун. прикладной характеръ. Д о к л а д ч и к ъ указываете, что, независимо отч> предлагаемой постановки, можете быть и академическая. Нельзя однако закры- вать глаза на дѣйствительность. такъ какъ не только рабочіе яв- ляются слушателями лекцій. Что касается возраженій Доброславина, то изложенное въ докладѣ не носитъ апріорнаго характера, все основано на опытѣ. Рецепты приходилось давать, отвѣчая на запросы. Л. Э. Кауфманъ спрашиваете докладчика, во сколько времени можно обучить по его пріему, и получаете отвѣтъ, что въ 5 лѣтъ. В. А. Доброславинъ спрашиваете о методѣ, но Завадскій находите, что это праздный разговоръ, учить — значите воздѣйство- вать, а воздѣйствовать можно различно, но нельзя отказываться отъ живого слова. Читается докладъ В. Ф. Мушникова «Образовательныя экскурсіи, какъ одно изъ средствъ осуществленія цѣлей Общества Народныхъ Университетовъ». Поблагодаривъ докладчика, секція приняла докладъ безъ преній. Читается докладъ П. Б. Шимановскаго «О введеніи въ программу дѣятельности Народныхъ Университетовъ расдростране- нія сельско-хозяйственныхъ знаній». А. Н. А л ь м е д и и г е н ъ находите поднятый вопросъ живой и самой насущной необходимостью. Я. О. Дзюб и некая предлагаете выдѣлить поэтому вопросу особую коммиссію, обсудить въ ней поднятый вопросъ и напра- вить его въ Гос. Думу. Э. It. Дан и н ъ считаете всякое прикладное знаніе, осно- ваннымъ на изученіи научныхъ дисциплинъ. Если приписать Нар. У ни. прикладной характеръ, то это не будете въ ущербъ обра- зовательному знанію. Если слушатели пойдутъ навстрѣчу, то и къ нимъ нужно итти навстрѣчу. Докладчикъ считаете, что кто получилъ агрономическое образованіе, тотъ долженъ отвѣтить на всѣ вопросы, выдвигаемые жизнью въ этой области. Если крестьяне придутъ на опытное поле и позаимствуются, это будетъ слѣпое подражаніе. Здѣсь нужно освѣ- тить вопросъ съ широкой стороны. Лекторъ поэтому долженъ быть научно образованъ. Онъ находите необходимымъ для этого введете сельскаго хозяйства въ народную школу. Начинать же нужно съ наиболѣе показательнаго. Его программу могутъ разработать различ- ные спеціалисты. Какъ выполнить — вопросъ уже техническій. За опытомъ онъ признаете громадное значеніе, но опыте безъ науч- наго освѣщенія ничто. Засѣданіе закрывается.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1