Труды 1-го Всероссийского съезда деятелей обществ народных университетов

язни, что онѣ примутъ миттинговый характеръ и тѣмъ самымъ дадутъ администрации поводъ запретить лекціи. Но вогъ миновала освободительная весна, а за нею быстро промелькнуло и лѣто, а осенью мы вынуждены были совсѣмъ за- оыть не только о бесѣдахъ послѣ лекцій, но и о самой система- тичности курсовъ. такъ какъ мѣстная админыстрація подозрительно смотрѣла на чтеніе лекцій, если онѣ не носили спеціальнаго ха- рактера. Курсы, ымѣвшіе исключительно научный характеръ. но отвѣчавшіе на злободневный вопросъ,— курсы уже разрѣшенные пришлось прекратить на 4-й лекціи. ДЬлая резюме изъ прочнтаннаго, можно вывести слѣдѵюілія положенья: J ^ L Ограниченный контннгентъ талантливыхъ лекторовъ, нмѣю- щихъ возможность удѣлить часть своего времени для чтенія тек- ши въ народныхъ аудиторіяхъ, является самымъ существеннымъ препятствіемъ для организаціи систематическихъ популярно-науч- ныхъ курсовъ для раоочаго и ремесленнаго населенія. 2. Всѣ расходы, вызываемые организаціей курсовъ, при воз- можно высокой платѣ за лекторскій трудъ, должны оплачиваться слушателями. 3. Пожертвованія съ просвѣтительной дѣлью могутъ подле- жать развѣ только научно-образовательныя учрежденія при народ- ныхъ курсахъ. 4. Организовать популярно - научные курсы для рабочаго и ремесленнаго населенія въ не университетскихъ городахъ силами только мѣстныхъ лекторовъ въ настоящее время невозможно. 5. Строгая систематизация курсовъ необходима и можетъ быть проведена при условіи вполнѣ достаточнаго контингента талантли- выхъ лекторовъ, которые могли бы отдать свои силы чтенію .тек- ши въ народныхъ аудиторіяхъ. 6. Въ концѣ каждаго академическаго года организаторы на- родныхъ курсовъ. должны съѣзжаться въ ближайшій научный дентръ для выясненіи, въ какомъ мѣстѣ и въ какое именно время могуть оыть прочитаны тѣ или другіе курсы. 7. Профессіональныя организаціи рабочихъ и ремесленни- ковъ имѣли очень большое вліяніе на популяризадію народныхъ лекцій въ средѣ своихъ членовъ. 8. Въ цѣляхъ контроля знаній слушателей народныхъ кур- совъ необходимо организовать бесѣды лектора со слушателями послѣ лекцш. 9. Отношенія мѣстной администраціи къ разрѣшенію лекдій на темы ооьцественно-экиномическаго, политическаго, юридическаго нсторическаго и литературнаго характера являются не рѣдко не- ыреодолимымъ препятствіемъ при организадіи систематическихъ курсовъ. Заканчивая свое сообщеніе объ организаціи ыопулярно-на- учныхъ курсовъ въ Нижнемъ-Новгородѣ я не могу отказать себѣ въ удовольствьы высказать Высокочтимому Собранью, что какъ бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1