Общество "Земля и воля" 70-х г.г.

- 108 хи:стов» семидесятых годов, он же-горячий сторонник <:рели­ гии братства». Реалист .на практике и yrormcт в тео{)~ИJИ, суровый, беспощадный критик и глубоко верующий 1 ) ..• В то время, когда совершались эти собьrгия в кра·mюяр­ ской тюрьме, наша партия бодро под.вигалась вперед. Бла­ годаря Дмоховскому, все шло у нас гладко: никаких недора­ зумений и столкновени~й с этапН!ЫN начальством: ни на доррге , ни на эт,:~пах. \дмохо~1с1юго партия глубоко уважала и сер­ дечно любила за его ровный, спокайlн;ьrй, выдержанный ха­ рактер, за его ~братские заботы о '[1()1Варищах, кО'ТОрых было много. Нача·льеvво 'блаrовоЛ!ИЛ'd R ~шюв-скому. И нас встре­ чали на этапах 11-re как ареста1П'Ов, а как знатных пл~нИI{ОВ. I{ак-то, помню, раз мы пришли :на этап, промокшие ,що мозга костей. Вдруг 'в большую камеру появляется этапны'й !началь­ ник в сопровождении ,со.;щат с подносами, а на подн осах чай, печения, варtенье-вrем по порциям, да· еще в придачу по рюмочке водки. Чем не идшшия? Мы были тронуты. А вorr еще. Прибыли на этап. ~невка. Опять торопливо вбегает этапный офице~ 1И 'ГrpieBOЖIIO ~ашивает, не :м~о 1 mе.т ли он :видеть докrора? Указюш на Уе:Ня:. В чем дело? Щена и ре.бено1< очень 'больны. ~ пригласил с собою :моего асси­ стеI:Гrа Джабадари, и мы отпрm3ились к больным. Осмотрел, выслушал, проrmсал, что нужно, :n:ал необходимые указ а­ ния. Нас не отпускают, угощают на славу, и при проща1нии мне 'суют порядочную таки nачку бумажек. Я, само собою, О11{азываюсь. Вцруг, уж.' перед вечером, можно с1<аз ать, це­ лый поезд с угощениями для товарищей: колбаса, сыр, ва­ ренье и iпроч., и цроч. Ну, не IУИЛО ли? Так мы проехали пол:­ пути, словно у_ ~рjИста за, пазухой, за 'нашим старостой Дмо­ ховс1шм. Вздумали rстроить побег террориста Мартынонс,юго. Ловко JiСтроили это пело }fa дневке. Но прошли уже п.рекрас'- 1) Нужна ли здесь оговорка после того, ч то я уж~ говорил о стре­ млении молодежи к религии и о релиrио:➔ ном чувстве, которыми были проникнуты отдельные лица и все движение семидесяты х годов? Скажу, во избежание недоразумений, что под религиозным чувством я, согласно определению Лаврова, разумею отвлечение личности от мелочей жизни и сосредоточение ее на высших интересах мысли и бытия . Это-состо­ яние души, характеризующееся высшим напряжением познания и эмоций, сплавленных воедино. Это, повторs~ю, переживали многие в то время. Ничего здесь ни мистического, ни вульгарного тем более . Это-пережи­ вания высшего порядка, религия сердца . Таким именно в е р у ю щ и м был Долгущин и его товарищи. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1